Тридцать пять лет назад в декабре на территории Афганистана появились первые бойцы, присланные СССР. Сегодня те, кто выжил и вернулся, – герои чужой войны и несуществующей державы.
Пожалуй, не найти человека, который бы не слышал об Афганистане. И о том, что там воевали и гибли советские сыны, братья, мужья. Те, кого миновала смерть физическая, оставляли в этих непонятных боях свои души и возвращались совсем другими людьми. Некоторые из них так и не поняли, за что они воевали и с чего все началось...
В Интернете есть разные версии развития событий. Но все сходится к тому, что отправной точкой стала революция, которая произошла в Афганистане 28 апреля 1978 года. Был свержен режим президента Мухаммеда Дауда. Главой государства стал писатель Нур Мохаммад Тараки, а его заместителями – Бабрак Кармаль и Хафизулла Амин. Сначала, как водится, была пора экономических и социальных реформ. Женщинам предоставлялись равные права с мужчинами, безземельные крестьяне наделялись землей, началась борьба с неграмотностью. Тараки даже побывал в СССР, где они с Брежневым подписали советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Однако после между бывшими афганскими соратниками начались столкновения. М.Тараки был убит. Советский Союз, по одним источникам, ввел войска, чтобы оказать ту самую поддержку, которую обещал в договоре. По другим – в КГБ поступили сведения, что Амин готов предоставить США базу для подрывной и шпионской деятельности против СССР. Такого развития событий Советский Союз допустить не мог. Амина было решено ликвидировать. На его место решили посадить третьего участника событий – Бабрака Кармаля.
Это сегодня любой молодой человек может набрать в Интернете «Афганистан» и узнать, кто там воевал и зачем. Если, конечно, хватит терпения дочитать до конца. И понять, что тридцать пять лет назад ребята чуть постарше шли под пули, не зная, за что и для чего они это делают. Героизм – это всегда преодоление. Собственных слабостей, страхов. Но когда каждый клочок земли, за который воюешь, родной, это помогает победить себя. Пожалуй, куда больше внутренних сил требуется на то, чтобы устоять, когда вокруг чужие скалы, незнакомый язык... И стать героем. А потом вернуться домой и попасть в другой ад – информационный. И читать про то, что война, которая ломала тебя, гнула, проверяла на прочность, была неправильной.
После войны они объединялись в союзы и писали прошения о том, чтобы участники локальных войн имели тот же статус, что и те, кто защищал родину. Ведь они тоже ее защищали!
Сегодня разные государства бывшего СССР заботятся о своих ветеранах-афганцах по-разному. Как правило, есть стандартный минимум – пенсия, возможность получить льготное жилье. Иногда так, как у нас – ожидая очереди. А иногда так, как, к примеру, в соседней с нами Челябинской области. Этим летом глава Сосновского района выделил землю для строительства поселка Ветеран – для бывших воинов-афганцев. Этого добился глава общества «Боевое братство» Василий Катанэ. Правительство, кстати, не просто землю выделило, а еще и обязуется подвести коммунальные системы. Коллеги из России, с которыми я разговаривала на эту тему, говорят, что хотя бы вот так, хотя бы подобным образом поддерживают бывших бойцов и в других регионах России. И даже в Крыму уже успели наделить афганцев землей.
Вопросов много. И, кстати, ветераны Афганской кампании – это первые ласточки войн на чужих территориях. Сегодня вообще принято воевать на чужой земле. За десять лет в Афганистан из СССР ушло 620000 человек, убито 15031. Остальным хочется сказать – спасибо, что вернулись. И поклониться.