Сергей ВЕЧЕР утверждает, что если подняться на третий этаж Димитровской школы и посмотреть из окна, можно увидеть колок, где когда-то находился аул Мезгил.
Смотреть надо в сторону села Щербаково, или по-нынешнему Мариам Хакимжановой. Аул же, где родилась казахстанская поэтесса, находился бы между селами Сатай и Танабай (бывший совхоз имени Димитрова).
О, Мезгил мой, отчий дом,
Ведь едва на свет явившись,
Молоком твоим напившись,
Я тебя коснулась лбом...
Вечер вспоминает, что еще лет двадцать назад разговор о Мариам и ее родном ауле вели братья Игнатущенко, педагоги из Танабая. Жили в Мезгиле главным образом казахи, но и русские в тех краях не были редкостью. Только они называли аул иначе: Ингули. Это имя леса, горевшего неоднократно.
Трасса Костанай – Сарыколь сейчас обходит села, которые когда-то стояли на столбовой дороге. Это и Мезгил, и Беляевка, которые рассыпались в разные эпохи. Но остались осколки и от эпох, и от старых селений, и от населения. Пенсионер Анатолий Сусеков, например, вырос в Беляевке. В 1974 году ездил к родной тете в Мезгил. Через время отслужил в армии, снова поехал проведать тетю. А она там уже чуть ли не последней жительницей оставалась. Люди массово покидали аул. Надо полагать, что и Мезгил попал под укрупнение, как и многие другие малые села, которые современная карта уже не учитывает. Может быть, как раз дело краеведов составить карту с исчезнувшими точками, «малыми родинами» известных и безвестных граждан нашего региона.
Сергей Александрович Вечер, учитель краеведения Докучаевской средней школы, взвалил на себя несколько другую миссию. Он устанавливает памятные знаки среди степей и среди берез Алтынсаринского района. Благодаря его стараниям и единомышленников появились мемориальные плиты в Лихачевке, в Карагайлах, а в начале сентября – в Мезгиле. Денег ни у кого не просит – за счет своих средств заказывает плиты, а устанавливает сам. Конечно, всегда находятся помощники.
Выбирал место для памятного знака в Мезгиле вместе с танабаевским коллегой Игнатущенко. Сергей Петрович тоже глубоко неравнодушен к истории родного края, создал музейную комнату в своей школе. Год назад вместе поехали в Мезгил. Посетили старое казахское кладбище недалеко от аула. Вечер говорит, что местный лес охраняет прах и многочисленных родственников Хакимжановой, и ее земляков, в том числе бойцов, не вернувшихся с войны. В Книге Памяти он нашел 22 фамилии уроженцев аула Мезгил, погибших и пропавших без вести. Теперь все они на памятном знаке: с одной его стороны имя поэтессы, с другой – имена павших солдат. Например, Жандарбек Акпамбетов родился в 1903 году, призван в феврале 42-го, погиб в бою в январе 44-го. Шабали Бекмагамбетов родился в 1912 году – пропал без вести летом 42-го. И еще 20 имен...
Помогал в этой работе еще один танабаевец Дмитрий Вороненко. Готовы были включиться и все военруки Алтынсаринского района, но карантин ограничил число участников акции. Но для всех, кто чтит историю, работы впереди много.
Людмила ФЕФЕЛОВА