Так в 1966 году писала газета «Казахстанская правда» о Герое Социалистического труда, председателе колхоза имени Энгельса Якове ЦВИНГЕРЕ.
Председатель
Когда в «Казправде» вышел этот очерк под названием «Эстафета», Яков Яковлевич был новоиспеченным Героем. Ему шел 51-й год. А в разговоре с журналистом он вспомнил, как его впервые выбрали председателем.
Ему 19 лет, окончил курсы трактористов, стал бригадиром в колхозе (сельхозартели) имени Первого мая. По традиции после уборки здесь собирали общий сход и обсуждали итоги жатвы. Бригада Цвингера добилась рекордной выработки на комбайн – 600 га. Урожайность – 15 центнеров с гектара. В клубе все колхозники не вмещались. Молодежь возле единственного в селе электрического фонаря обсуждала свои дела. Из переполненного зала кто-то крикнул:
– Цвингера в президиум зовут!
Он побежал, думая, что, может, за грамотой. Оказалось, прежний председатель Яков Перш обратился в правление с просьбой освободить его от должности. Перш, уходивший по здоровью, предложил правлению кандидатуру молодого Цвингера в преемники. Старейшины единодушно проголосовали за. Но сам Яков это судьбоносное решение колхоза воспринял так, как будто не о нем шла речь. Утром отец тряс его за плечо:
– Просыпайся, председатель! Иди колхозную печать принимай.
Мать уже завтрак приготовила. Благодаря очерку знаем ее имя – Маргарита Яковлевна. В правление повел отец. И вот он председатель.
Первую посевную провел с помощью Якова Перша и старейшин артели. Те руками проверяли глубину заделки семян. Если находили огрех, работу хлеборобы выполняли заново. С тех пор земля, где приходилось работать Цвингеру, инспектировалась руками.
Вечный секрет
Вера Семёнова много лет работала и в партийных органах, и в областном маслихате.
– Я хорошо знала Якова Яковлевича, – говорит она. – Но уже не как председателя колхоза – он ушел на пенсию и работал заместителем главврача Кустанайской городской больницы по хозчасти. О его трудовом прошлом и высоком звании Героя мы хорошо знали. И относились к нему с глубоким уважением. Слышали и о его прекрасном дачном участке. Спросила однажды, какой секрет столь урожайной дачи. Яков Яковлевич ответил, что секрет только один – работать руками.
«Они всё лопатой хотят сделать, а я становлюсь на колени и с каждой грядкой руками работаю», – так он ответил Вере Григорьевне.
Это уже были девяностые годы. Якову Яковлевичу под 80 лет, а он всё работал руками, как в те годы, когда ему было девятнадцать.
– В больнице высоко ценили его трудолюбие, честность, рачительность. И он всё успевал. Жена болела, он ей готовил, работал на даче, всегда вовремя приходил в больницу, – вспоминает Семёнова.
Другое имя
Яков Цвингер родился в 1915 году в Мариентальском кантоне (село Майндорф) Саратовской области. 2020 год для него юбилейный – 105 лет со дня рождения. С подросткового возраста его жизнь всё время связана с колхозами. После артели имени Первого мая возглавляет колхоз «Власть Советов» Алтайского края. В 1935 году его призвали в армию, где он окончил школу младших командиров. В 1940-м вступил в КПСС. А потом война. В июне 1941-го Цвингер уже на фронте. Военный переводчик. Участвует в обороне Москвы. Сколько мы знаем историй, когда этнические немцы, проходившие срочную службу, в начале войны были отозваны и оказывались уже в другой армии – трудовой. Почему у Цвингера другая судьба?
Лошадка–молоковоз
Суриковка – одно из сёл колхоза имени Энгельса. Местный почтальон Христиан Краус складывал в телегу корреспонденцию, заезжал на ферму, догружался тремя флягами с молоком, и лошадь везла этот груз привычной дорогой – из Суриковки в Озерное. Такие мощности и продуктивность были в колхозе в 1947 году. При том что направление здесь было животноводческое.
В очерке «Эстафета» Яков Цвингер говорит:
– Жизнь – это постоянная схватка. Если не можешь отстаивать свою правоту, значит, не надо браться за серьезное дело...
Но это сказано уже в контексте 60-х. Когда колхоз стал миллионером, а председатель – Героем. И речь шла о травах, которые целинные совхозы безжалостно распахивали под пшеницу. Цвингер распахать не дал, во всяком случае, треть сеяных лугов сохранил. Совхозы же остались без сенокосов, хотя поголовье КРС повсеместно росло. Спохватились, приезжали к Цвингеру за семенами житняка и пырея.
В 1947 году Цвингеру пришлось столкнуться с прямо противоположной задачей – колхоз сеял зерновых слишком мало: от 1500 до 3000 га. Причина – Озерная МТС выделяла колхозу на полевой сезон всего три колёсных трактора. Больше половины земель обрабатывали на лошадях. Убирали урожай с июля до декабря. Снег идёт, а колхозники в поле. Потери были, мягко говоря, значительными. И сорт пшеницы был слабым – «Акмолинская-1». Агрономы охотились за «Саратовской 29» и «Весной». Семена добывали с трудом. На спецучастках выращивали культуры на семена и внедряли в оборот.
Хлеб-соль для Никиты Сергеевича
С началом освоения целины с тракторами проблем уже не было. Колхоз имени Энгельса в 1956-м получил 21 ц/га. Нагрянули журналисты – из Чехословакии, Венгрии, Голландии, Шотландии, ГДР, ФРГ. Целинное чудо им объяснили так: добросовестные кадры решают успех дела. Все передовые фамилии перечислить не могу, но выделялись особо: Я.И. Гофман, Л.П. Готзелих, А.Е. Бетц, О.Я. Трутман, М. Гирш, Я. Граф, И.И. Лаукарт, С.Б. Бейсенов.
24 июля 1956 года в колхоз имени Энгельса прибыл Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС. Из всех окрестностей приехали делегации. Хрущев спрашивал, правильно ли партия решила поднимать целинные земли, и хор голосов одобрительно ему отвечал. Колхоз Хрущев похвалил, но сказал, что надо выбираться из землянок, какими бы уютными они ни казались.
Авторитет Цвингера высоко поднял Андрей Бородин. Об этом рассказала Герой Социалистического труда Вера Сидорова. На партийных пленумах Бородин ставил Цвингера в пример. А началось с того, что Андрей Михайлович ехал мимо колхоза Энгельса. Ему пришлось остановиться, так как по дороге трактор тащил едва ли не десяток больших цистерн для воды. «Первый» притормозил тракториста:
– Что это ты тянешь?
– Воду везу на ферму. Председатель говорит, что солярку надо экономить. Возить далеко, если по одной бочке, то много уйдет...
– Прав председатель, – сказал Бородин.
Времена и цифры
Звание Героя венчало почти 20-летнее пребывание Цвингера на посту председателя. Он говорил, что за это время в 22 раза увеличились доходы колхозников. Сеять колхоз стал на 14 тысячах га. 2850 голов КРС, из них 822 коровы. Скот – племенной, красно-степная порода. За семь лет продано 750 голов. Одним из первых колхоз механизировал на фермах уборку навоза и водопой. Себестоимость центнера молока была 10 рублей, центнера мяса – 85 рублей.
Колхоз имени Энгельса во многом опережал своё время. Например, здесь строили дома, а потом в рассрочку продавали колхозникам. Если это была ипотека, то самая гуманная. Жилищные условия люди улучшали с радостью. Петр Соснюк, Николай Мисонец, Гавриил Пичковский, Колдын Досчанов, его дочь Мариам, Гацен Билле в один год вселились в новые дома, и об этом писали газеты. В поселках Суриковка и Шишенка, входивших в колхоз имени Энгельса, были построены клубы, школы, детсады, ясли, бани. Кормоцех, МТМ, скотопомещения – каждый год добавлялись объекты. Районная газета «Строитель коммунизма» охотно рассказывала колхозные истории, похожие на сказку. Но это была настоящая быль.
...Яков Цвингер умер в 1997 году. Похоронен на костанайском кладбище рядом с женой Екатериной Павловной.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Ивана Вечтейна, Азата Бермухамедова, Евгения Амана, Нину Волосович, Армана Козыбаева.
Людмила ФЕФЕЛОВА