Как правило, их называют иначе – социальный педагог. Традиционное школьное море бумаг, самые разнообразные обязанности. «Трудные» дети и родители. Это очень непростая работа.
В школе №21 города Костаная уже пять лет работает социальным педагогом Жанна ХУДАЙБЕРДИНА. По образованию – учитель английского. Но в тот момент, когда пришла в школу, ей предложили взяться за такую хлопотную деятельность. Через три месяца девушка была готова все бросить – масса забот и хлопот, море бумажной работы. Но втянулась. И сейчас уже находит себе дополнительные хлопоты, которые в обязанностях не прописаны, но так нужны детям.
Вопрос: как оценить работу социального педагога? В цифрах? К примеру, в школе стало меньше детей, состоящих на всех видах учета. На внутришкольном в 2012 году было шесть человек. Теперь их три. На списочном учете отдела по делам несовершеннолетних УВД было двое. В этом году нет ни одного.
Да только главное часто стоит за цифрами статистики. К примеру, каждый год девушка принимает участие в акции «Дорога в школу». Не ограничивается только тем, что ей поручают. Ищет сама. Проводит беседы с родителями, договаривается с классными руководителями, чтобы они сообщали, если кто-то из детей нуждается в помощи. Пишет благотворительные письма, обращается в организации. Не одна, вместе с директором и педколлективом – их поддержка многое значит.
Благодаря ей Жанна, когда ученикам делали ИИН, прописывала детей прямо в школе! Дело в том, что нужна была прописка для получения идентификационного номера. А родители не то что прописать ребенка – себе документы не всегда успевают сделать. Вот и прописала Жанна Радиковна десять школьников на время в домовой книге школы. Кстати, с документами родителей она тоже много хлопочет. Была даже ситуация, когда писали ходатайство в ДВД, просили, чтобы мама ученика обменяла удостоверение без штрафа. Без удостоверения маме не получить на ребенка ИИН.
А еще ни в одном отчете не выразить сочувствие, желание помочь. Ведь ей каждый раз нужно вникать в историю, беседовать и с детьми, и с родителями, уговаривать, искать выход. Иногда, как ни горько, лучший выход – оградить ребенка от родных.
– У меня была ситуация, когда девочка пришла просить, чтобы мы определили ее в интернат, – рассказывает Жанна. – Ее бросила мама, папа умер. Жила со сводным братом, а там своя семья. Словом, чувствовала себя лишней. Мы долго разговаривали и с ней, и с родными. Все же пришли к выводу, что интернат будет лучшим выходом. Сейчас она вполне довольна. Учится, спортом занимается. Конечно, стараемся делать все, чтобы ребенок остался в семье. Причем для некоторых детей семья – это не папа и мама, это бабушка, братья, сестры. Грустно, когда так получается, но иногда просто нет другого выхода.
Жанна говорит, что истории о лишении родительских прав редко заканчиваются хорошо. Потому как – это крайняя мера. На нее идут, когда иного выхода нет. А вот истории, в которых все же удалось достучаться до папы или мамы, убедить их в том, что они нужны ребенку, – бывают. Но редко. И ни в одном отчете не отразить, сколько работы, сколько душевных сил уходит на это.