Муськам, Муркам, Манюсям и прочим жильцам кошкиного дома в селе Дружба Камыстинского района могут позавидовать не только четвероногие, но и некоторые двуногие. Надежда Нестеренко уже много лет дарит кров, еду и ласку бездомным кошкам. А иногда и собакам.
Жизненно важный адрес
В домах № 25 и 23 по улице Новостроек в селе Дружба живут 30 кошек и 6 собак. У каждого своя территория. Три кота и одна собака живут вместе с хозяевами. Остальные собаки во дворе — в вольере. 27 кошек обитают в отдельной квартире. Летом они приходят в основном ночевать, а зимой и осенью стараются подольше посидеть дома — есть тепло, еда и питье, есть человек, который всегда придет и накормит. А еще погладит и вылечит, если нужно.
На этой же улице, но чуть дальше кошачья ночлежка: прямо над трубами теплотрассы (в селе Дружба по-прежнему действует центральное отопление, но об этом в следующих номерах «КН») построен небольшой домик. На нем нарисованы улыбающиеся/счастливые кошки. Сейчас пока ночлежка пустует. Но зимой здесь набивается десяток-другой независимых диких кошек. Не настолько независимых, чтобы отказаться от ночлега и еды — ее туда приносит Надежда Нестеренко.
Ей 64 года. Можно было бы и на пенсию уйти, отдыхать. Но она отдыхать не умеет. Выращивает цветы, ухаживает за большущим огородом. А еще у Надежды небольшой магазин, она работает коммерческим директором в ТОО «Дружба», которое возглавляет супруг Василий Нестеренко. В 1992 году его направили в Камыстинский район, назначили директором совхоза «Дружба». Несмотря на отдаленность – до Костаная 380 км — село продолжает жить, хозяйство сохранено. Сейчас в ТОО растят хлеб, есть наработки и по животноводству.
«Животноводство» есть и дома у Надежды Николаевны. Правда, сейчас уже крупную живность не держат, из «полезного» хозяйства остались одни утки и гуси. Условия у них тоже на зависть многим — прямо во дворе для них вырыт бассейн. Приволье! Но больше всего сил и времени у хозяйки уходит на то, чтобы позаботиться о кошках и собаках.
Мама
Крохотный котёнок легко умещается в руке Надежды Нестеренко. Его подкинули на днях, у него пока даже имени нет. Он жалобно мяукает — зовет маму. Малышу чуть больше месяца.
- С годами всё тяжелее заботиться о них, - говорит Надежда Николаевна. - Думаю каждый раз: всё, больше не буду никого брать. Но как не взять его? Жалко, пропадет ведь...
Жильцы кошкиного дома требуют постоянной заботы. Каждый день утром и вечером час уходит на то, чтобы навести порядок в кошкином доме, убрать использованные опилки, насыпать новые. А еще приготовить еду, накормить. Для кошек и собак Нестеренко не просто покупает сухой корм (запасает мешками), но и варит каждый раз кашу. Сечка, макароны, кусочки сала или утиные шкурки для вкуса. Морозильную камеру летом набивают рыбой — благо озеро рядом, родственник ловит и снабжает питомцев Надежды едой.
- Я всегда, сколько себя помню, кошек пригревала, не могла мимо пройти, - рассказывает Надежда. Говорит, что у них в семье это наследственная черта. Папа всегда животных жалел (мама ругалась иногда, когда дочки приносили в дом брошенных котят, но папа ее останавливал, вместе заботились о найдёнышах). Теперь вот одна из дочерей (у Нестеренко четверо детей) Надежды Николаевны по маминым стопам пошла. Тоже подбирает брошенных животных: и у себя оставляет, и пристраивает в добрые руки. Иногда маме отдает — куда же еще?
Поднять на лапы
- Это Тимоша наш, - гладит Надежда Николаевна роскошного кота с серо-мраморным окрасом. - Он, бедолага, месяц в больнице пролежал. Ухо у него было воспаленное. Но вылечили!
В больнице - это в одной из костанайских ветклиник. У них есть «стационар» для четверолапых. А так вообще Надежда Николаевна всех сама лечит, прививает — она по образованию медсестра, стаж работы есть. Вот теперь и пригодилось: с каждой кошкой-собакой не наездишься в Костанай.
Под ногами вертится пятнистая Манюся, она же Американка. Знакомится с нами. А я интересуюсь: почему вдруг Американка? Надежда рассказывает, что несколько лет назад супругу пришлось делать операцию в США. И пока он лежал в клинике, прямо на дороге Надежда подобрала маленького бездомного котёнка. Назвала Американкой и загадала: если выходит малышку, значит, и у мужа всё хорошо будет. Сейчас всё хорошо и у Американки, и у супруга.
- Они меня тоже лечат, - улыбается Надежда. Рассказывает, что несколько лет назад перенесла сложную операцию. Онкология. Прошло всё успешно, но после - тяжелый восстановительный период. Не было сил подняться. И лишь мысль, что нужно встать, сварить еду кошкам, позаботиться о них, подняла на ноги. Потихоньку начала двигаться ради питомцев. И ожила благодаря им.
Счастье
В селе Дружба уже привыкли, что, куда бы ни пошла Надежда Нестеренко, за ней по пятам следуют Дейзи и Лиза — собаки-приемыши. Дейзи - старожил, она тут живет уже около десяти лет. Внук Надежды Николаевны нашел на даче щеночка. Собака до сих пор людей посторонних дичится, пугается громких звуков. «Они тут все со сложными характерами, - говорит наша героиня. - Натерпелись, пока бродяжничали. У кого спина перебита почти, у кого ухо, лапы поранены были».
- А у вас есть кошки или собаки, которых вы не подбирали? Которых вам подарили? - спрашиваю. Женщина пожимает плечами — нет, все пришли сами, были подброшены, нашлись. Надежду Николаевну не смущает, что многие приёмыши не способны дарить ласку и любовь в ответ. Ей важно, чтобы она знала: у них всё хорошо, они сыты и пристроены. Это делает её счастливой.