В столичном приюте волонтеры обнаружили изнасилованных собак. И это в 2020 году, когда в стране начали обсуждать законопроект «Об ответственном отношении к животным». Говорим о наболевшем с основателями ОО «Надежда плюс kst» Александрой ЛЕБЕДИНСКОЙ и Станиславой ТАРАН.
Часть жизни
– Есть ощущение, что люди не совсем понимают, чем занимаются волонтёрские зоозащитные организации. Давайте сначала определимся, «Надежда плюс kst» – это...
Александра: – Два человека, которые помогают тем животным, которые без нас выжить не смогут. Мы относим их к ветеринару, чтобы они получили необходимую медпомощь, обработку от паразитов, вакцинацию и обязательную стерилизацию. Сейчас у нас на содержании порядка 30 животных. Чуть больше двух десятков в помещении, которое мы снимаем на безвозмездной основе, и еще 12 бездомышей у меня дома. Размещаем животных также на платных передержках в зоогостиницах.
Станислава: – Мы не приют. Хотя очень многие видят в нас именно эту функцию. Мы помогаем животным в свободное от работы время. Это не хобби. Это образ жизни. К сожалению, наши ресурсы ограничены. 30 животных – максимум, который можем содержать. Раньше старались «причинить добро» и спасти всех. Пришли к выводу, что в приоритете должны быть те, кто без помощи просто умрёт. Испытываем безмерное чувство вины за каждое животное, которое не можем забрать. Это один из самых трудных моментов в нашей работе.
– Как много у вас единомышленников?
А.: – В Костанае очень много добросердечных людей. Они забирают бездомных к себе домой, оказывают им помощь, находят хозяев. Есть те, кто хочет помочь, но не знает как. Мы объясняем. Алгоритм очень прост. Если вы находите на улице животное, в каком бы оно ни было состоянии, его нужно отнести к ветеринару. Дальше – найти ему передержку, у себя дома или у знакомых. После того как оказана первая помощь и найден временный кров, можно размещать пост в соцсетях.
Самый счастливый этап этого пути – передача животного в новый дом. Но сначала вы обязательно должны познакомиться с потенциальным хозяином и убедиться, что это порядочный человек. Разместить объявление можно на наших страницах, но мы всегда говорим, что для публикации нужны хорошие фото, история животного и контакты. Бывает, люди, услышав это, пропадают. Надеемся, судьба животных, которых они хотели спасти, все-таки сложилась хорошо...
– Есть вероятность, что эти животные могут опять пополнить армию бездомных?
А.: – Большинство бездомных рождены дома. В какой-то момент до хозяев доходит, что содержать питомцев – это траты. Средний чек на обследование и стерилизацию собаки – 30-40 тысяч тенге. Эконом-вариант по кошке – 6 тысяч тенге. На практике хозяева зачастую не готовы заплатить даже 5 тысяч тенге за рентген. Предпочитают либо топить котят, либо подбрасывать их в ближайшие дворы.
Как собачник, часто замечаю, как на прогулки резко перестают выводить некоторых щенят. Животное выросло и потребовало вложений и времени. Одно время в Костанае были очень популярны щенки хаски. Потом мы находили этих хаски в таком виде, что их сложно было отличить от дворняг...
Чипов на нас нет!
– Что делать с безответственными хозяевами?
С.: – Пока законодательно не будет прописана ответственность за содержание животного и за жестокое обращение с ним, невозможно вести речь о сокращении числа бездомных. Когда человек покупает машину, он обязан ее застраховать, пройти техосмотр, менять вовремя масло и т.д. Почему же, когда он заводит питомца, его никто не обязует брать на себя ответственность за это животное, обеспечивать ему нормальные условия жизни и полноценный медицинский уход, который включает в себя постоянные обследования и прививки? Нам часто ставят в укор, что мы стерилизуем всех, кого берём под свое крыло. Но мы считаем, что разведением популяции породы должны заниматься только профессионалы, разбирающиеся в репродуктивной системе животных и в породных признаках.
А.: – В Италии нет бездомных животных, потому что, когда человек заводит питомца, ветеринар чипирует животное. И если его, не дай бог, находят на улице, то хозяин платит штраф. Понятно, что мы к этому придем не через год и даже не через два. Но фундамент надо закладывать уже сейчас. Менять мышление. Возможно, проводить уроки доброты в школах, говорить об этой теме на высоком уровне. Зоозащитников в стране достаточно. Нам нужна поддержка среди законодателей. Пока что эта тема проходит как «одна из самых неважных».
Наверное, объяснимо...
– Может ли открытие государственного приюта стать решением вопроса?
А.: – Это популяризированная идея, которая, увы и ах, проблемы не решит. Любое количество мест в приюте забьётся за первую неделю. Тех, кто готов отдать, всегда будет во стократ больше тех, кто готов забрать. У нас есть единственный государственный приют – изолятор для бездомных «Астана-Ветсервис». Именно там были обнаружены изнасилованные собаки. Причем волонтеры говорят, что издевательства над животными там происходят постоянно. Просто именно об этих фактах стало известно.
Все нормальные приюты в Казахстане частные. У нас, в Костанае, мы нуждаемся даже не в приюте, а хотя бы в изоляторе для пойманных животных. Безнадзорных животных служба отлова убивает мгновенно. Мы знаем много историй хозяев, чьи любимцы, убежавшие из дома, были умерщвлены таким способом. Любой может недоглядеть. Должна быть возможность найти своего кота или собаку.
– Про частные приюты ходят слухи, что они умерщвляют животных, которых долго не могут пристроить в добрые руки. Что вы знаете об этом?
А.: – Понятие срока жизни животного в приюте действительно существует. В каждой стране оно разное, в зависимости от законов и финансирования. Допустим, в приюте 500 мест и может быть ситуация, что 250 из них (или даже больше) будут заняты всегда. В приюты попадают животные, травмированные не только физически, но и психически. Заинтересованность людей в таких питомцах нулевая. А если они еще и старые, то приют в таком случае превращается в хоспис. И место может освободиться, только когда постоялец умрёт. Содержать собаку пожизненно крайне дорого. И некоторые приюты принимают решение об эвтаназии. С точки зрения взвешенности такое решение, наверное объяснимо. Но я не могу понять, как можно умертвить животное, за которым ты до этого несколько лет ухаживал. Будь у нас приют, животные жили бы там до глубокой старости. Даже сейчас у нас есть три выброшенных реликта. Мы их любим.
Лазейка в законе
– Одно время в Костанае часто происходили случаи, когда собаки крупных пород по приказу хозяина задирали собаку более мелкой породы. Каким, по-вашему, должно быть наказание для такого хозяина?
С.: – Уголовная ответственность. Собаку, которая убила другую собаку, обычно убивают. А хозяин будто бы ни при чем. Но ведь, когда происходит ДТП, никто не сжигает машину, из-за которой произошла авария. Собака не виновата, что хозяин не озаботился её воспитанием.
А.: – Такие случаи лишь верхушка айсберга. Проблема посерьёзнее – собачьи бои. Мы точно знаем, что такие проводят в городе Тобыл и Заречном. В законе есть лазейка, которая называется «проверка рабочих качеств животного». Ею и прикрываются. Бои бывают двух видов – когда одна собака загрызает другую насмерть и когда одна просто добивается полного доминирования над другой. Бои проводят еженедельно, приводят туда детей. Часто прикрываются тем, что это «вообще-то, национальный обычай – проверять силу животных». Знаю историю одного парня, который «настолько любил свою собаку, что потом неделю оплакивал ее смерть в бою». Вот какие вещи люди могут называть любовью.
– Ситуация с животными в стране неидеальна. Что может сделать каждый из нас, чтобы она начала меняться?
А.: – Перестаньте размножать своих животных. Наши посты о пользе стерилизации часто комментируют в духе: «Если все будут делать так, как вы говорите, то через 50 лет нашим детям и внукам не достанется ни щеночка, ни котёнка. Они все вымрут». Но если продолжать бесконтрольное размножение, ситуация навсегда останется такой, какая она сейчас. Если все владельцы животных в один миг станут осознанными, то проблемы с бездомышами решатся на 50%. Это точно.