Многодетная мать Валентина ТАТАРИНЦЕВА не может распоряжаться квартирой, которую ей, ещё школьнице, купили родители.
В город учиться
Владелицей 2-комнатной квартиры в Костанае Валентина стала еще несовершеннолетней. В 2004 году девушка оканчивала школу, и ее родители, жители одного из районов области, решили: раз она будет учиться в вузе, надо заранее позаботиться о жилье в городе.
Покупкой занималась мама, но документы оформили на Валентину, тогда она еще носила фамилию Григорьева. Квартира по улице Каирбекова очень пригодилась: уже после первого курса девушка вышла замуж. Училась после этого заочно, стала бухгалтером. И, судя по тому, что и сейчас по этой профессии работает, диплом получила не зря.
С тех пор многое изменилось. Главное – в семье уже четверо детей. Младший сын родился в прошлом году. Двушки в 26 полезных квадратных метров и кухни в пять квадратов для шести человек было явно мало. Но до лета этого года других вариантов не было. А тут подвернулся дом в том же микрорайоне. Прямо скажем, не барского вида, но просторный, и цена приемлемая. Правда, многодетной семье пришлось взять кредит да еще взаймы у родственников. Надежда была на продажу той самой квартиры от родителей. Увы!
Липовая приватизация
Когда 16 лет назад родители девушки подыскали жильё в городе, квартира была не приватизирована. Чтобы оформить покупку официально, ее владелица Нина Рябинова должна была оформить приватизацию. В Костанае тогда было много частных юридических агентств, которые предлагали такие услуги. Женщина выбрала «LEX», ее владельцем был некий Леонид Фиренштейн. Этот человек за деньги, естественно, не только выдал Рябиновой документы по приватизации со всеми гербовыми печатями, сделал техпаспорт на квартиру, но и оформил договор купли-продажи.
Безнотариальные сделки тогда явление обычное. Было это в январе 2004 года. С этими документами родители Валентины в Центре по недвижимости без проблем официально зарегистрировали квартиру на дочь.
Первый звоночек, рассказывает Валентина Татаринцева, прозвенел меньше чем через год. Её вызвали в финполицию. Сотрудник Кадралинов, фамилия врезалась в память, стал спрашивать, как купили жилье. Сказал, что приватизация квартиры незаконная. Под этим номером давно зарегистрировано другое жилье. Договора с отделом ЖКХ горакимата нет. Таких липовых «приватизаций» оказалось несколько десятков. И все их оформлял индивидуальный предприниматель Леонид Фиренштейн. Что любопытно, большинство «приватизированных» им квартир впоследствии не раз перепродавались. Так, что и концов не найти. Кроме той, что купили родители нашей героини.
Конечно, этот вызов в полицию Валентину, хоть претензий к ней лично никто не предъявлял, напугал. Стали ждать, чем всё закончится.
Как на сковородке
2005 год был переломным. Дело по мошенничеству ушло в суд. Нина Рябинова проходила как потерпевшая. Григорьевы (родители) считались заинтересованными лицами. В апреле 2005 года состоялся приговор. Валентина Татаринцева вспоминает:
– Когда всё закончилось, мы спросили у представителя акимата: что делать нам? Он ответил: «Живите, вас никто не выгоняет».
Так они и жили – как на раскаленной сковороде. В августе того же 2005 года прокуратура Костаная через суд официально признала договор приватизации квартиры незаконным, так же, как и госрегистрацию права собственности за Григорьевыми. Но при этом, что интересно, никто не оспорил и не признал незаконным договор купли-продажи квартиры. Не возвращал налоги, которые они платили, не отменял договоры на оказание коммунальных услуг.
Арест
Время от времени Валентина в ЦОНе наводила справки о своем жилье. Сначала получала документ, что недвижимости за ней нет. А через какое-то время – что она есть, но на квартиру наложен арест. Последняя справка датирована мартом 2019 года. В ней указано, что арест на жилье наложила судья П. Сафарбаева. В связи с чем – непонятно. В графе «Основание возникновения» стоит «нет значения»
№ от 31.08.2005 г.». А чуть выше – уполномоченный орган – департамент юстиции – уведомление от 10.03.2011 г.
Зачем Валентине Татаринцевой понадобилась такая справка? Она рассудила: прошло очень много времени, даже поэтому она имеет право на свое жилье. Сначала она написала заявление в департамент юстиции, чтобы прояснить, кто и по каким основаниям наложил арест. Ответ ее поразил: там не было об этом никаких сведений. Ей лишь посоветовали снять арест через суд.
Её запросы в архив Центра по недвижимости тоже ничего не дали. Пыталась женщина консультироваться у юристов, но те единодушно пожимали плечами: никогда не встречались с подобными случаями. И тоже советовали идти в суд. В июне прошлого года женщина так и сделала. Ответчиком по иску указала департамент юстиции. В суде присутствовал также представитель НАО «Правительство для граждан», которому сейчас передана функция регистрации права на недвижимость.
Проиграла!
По информации НАО, в регистрационном деле на квартиру документов о наложении каких-либо обременений нет! То есть никто не знает, кто, когда точно и почему наложил арест на жилье. В справке указано: судья Сафарбаева. Но вот ведь какое дело. Если исходить из того, что все дела (и уголовное на сфабриковавшего факт приватизации юриста, и гражданское о признании этой приватизации незаконной) рассматривались в суде №2 Костаная, то эта судья там и должна была работать. Но судьи с такой фамилией в этом да и в других судах области нет и не было.
Было бы логично, что при таких обстоятельствах Костанайский городской суд взял и снял невесть откуда взявшийся арест на квартиру многодетной семьи. Судья в своём решении написал: «Истец не может указать, от какого обременения желает освободить квартиру, кем оно и на каком основании применено. Какие-либо доказательства, подтверждающие, что указанное в справке «уведомление от 10.03.2011 г.» составлено именно ответчиком (департаментом юстиции) не имеются».
Выходит, судья просто не стал брать на себя ответственность и, поскольку есть нормы закона, на которые в таких случаях можно сослаться, сделал это. А то, что своим решением еще больше загнал Валентину Татаринцеву в тупик, это, как говорится, для служивого человека не особо важно. Откуда она возьмет доказательства, кто и почему наложил арест, если таких документов в природе нет! По крайней мере, официальные органы об этом не знают.
Где-то когда-то кто-то...
Апелляционную жалобу женщина не писала – пропустила срок, потому что была на большом сроке беременности и попала на сохранение в роддом. Но Валентина отлично помнила слова присутствовавшего на судебном процессе прокурора после вынесения судом решения: подавайте заявление в НАО на корректировку данных! А еще добавила, что, по ее мнению, у прокуратуры нет оснований в этом отказать. До родов женщина успела это сделать. Получила ответ из департамента юстиции. Из прокуратуры, говорит, не получила ничего.
А потом в семье родился четвертый ребенок. До весны 2020 года отвлекаться на хлопоты по снятию ареста на жилье было трудно. Но в апреле женщина снова подала в НАО заявление с просьбой сделать корректировку данных по квартире. Такая настойчивость понятна: без снятия ареста распорядиться недвижимостью она не могла. А это сегодня для семьи очень нужно. Увы, повторилась прошлогодняя история.
По словам Валентины, даже акимат был не против корректировки данных. Но по-прежнему молчит прокуратура. И молчит НАО – официального ответа, почему корректировка не производится, нет. А такие бумаги нужны хотя бы для того, чтобы обжаловать их в суде.
– Я теперь вообще не знаю, что делать. В НАО хотели, но не могут помочь. Идти на прием к прокурору? Или платить кому-то деньги? Этот вариант мне не подходит. Давать взятку я не буду, не хочу и не могу подставлять себя, мать четверых детей, и других тоже.
Просто удивительно, как в нашем государстве «уполномоченные органы» умудряются усложнять жизнь законопослушным гражданам. Ведь понятно: где-то когда-то кто-то сделал ошибку или просто недоработал, и получилась ситуация, которую не разрубишь. А самое главное, никто не берет на себя ответственность всё исправить. Похоже, сейчас всё упирается в надзорный орган – прокуратуру. Именно туда и написала Валентина Татаринцева.