Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Падение капитана ЕрсултановаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Падение капитана Ерсултанова

Падение капитана Ерсултанова

 

Такого, пожалуй, ещё не было. Капитан полиции Берик Ерсултанов меньше чем за год стал фигурантом трёх уголовных дел, рассмотренных в суде №2 Костаная.

Три суда, три приговора

Причем в одном судебном процессе сидел на скамье подсудимых с еще двумя сотрудниками полиции, а дважды был «главным героем». Первый приговор вынесли в декабре 2019 года, последний – в октябре 2020-го. Хронология событий всех трех дел не соответствует времени вынесения приговоров. Проводя досудебное расследование по первому делу, сотрудники управления следственных прокуроров областной прокуратуры выходили на всё новые и новые факты. Таких хватило на три уголовных дела.

Евгений Прилепин убеждён: Ерсултанов намеревался его обмануть и обманул.

Житикаринская крыша

Это коррупционное дело в суде рассматривалось первым и было, пожалуй, самым резонансным. Трех капитанов полиции, включая Берика Ерсултанова, обвиняли в крышевании житикаринской наркосбытчицы Светланы Шамардак, до этого уже получившей за сбыт героина десять лет колонии.

Процесс был непростым. Полицейские, тогда еще не лишенные своих званий, шли в отказ. Главный свидетель Шамардак меняла показания. Если бы не результаты оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, можно было поверить, что сотрудники полиции сели на скамью подсудимых случайно, просто переусердствовали в служебном рвении. Увы! Итог – обвинительный приговор всем троим, для Берика Ерсултанова конкретно – 6 лет колонии минимальной безопасности.

Но вот какое дело. Сидя на том судебном процессе и не зная, что будут еще, сложно было увидеть важные вещи, характеризующие подсудимых. В Житикаре Ерсултанов проработал всего год. Как костанайский опер там оказался – разговор отдельный. Но вот факт. Светлана Шамардак в своих первых показаниях, которые суд признал правдивыми, говорила: местные сотрудники отделения по борьбе с наркопреступлениями до приезда в город Ерсултанова деньги с нее не брали. Они «сотрудничали»: она беспрепятственно торговала и время от времени «сдавала» клиентов полицейским – для отчетности. Ерсултанов же, как-то посадив в свою машину «ВАЗ-14», сразу назвал цену: 150 тысяч тенге в месяц.

Накатанная схема

Кроме фактов крышевания наркоторговки в этом уголовном деле есть и другие. На фоне первых они могут показаться незначительными, но хорошо характеризуют Берика Ерсултанова. Экс-капитан настолько любил деньги, что использовал для их добывания все возможные способы.

После «командировки» в Житикару, когда тамошние его похождения еще не были известны и Департамент КНБ еще только рыл под Шамардак, Ерсултанова вернули в Костанай. И тут он начал активно действовать – сотрудничать с известными ему неблагонадежными элементами в своих целях.

Чем лучше были показатели на службе и выше похвалы, тем больше  он проваливался в вырытую им же яму.

Схема такая. Некий Анатолий Шакиров, например, совершал кражу. Ерсултанов позволял ему сбыть краденое, брал половину себе, а потом... раскрывал преступление. Дело было поставлено на поток, время от времени «соратник» сообщал оперативнику, что украл и где собирается сбыть. Ерсултанов стоял неподалеку и сразу отщипывал свою долю.

Случалось и так, что капитан сам организовывал мелкие кражи. Например, договаривался с неким Николаем Клоковым, что тот «украдет» сотовый телефон у своей знакомой. Телефон закладывали в ломбард, Ерсултанов кражу «раскрывал», и сотовый изымали. Однажды, когда один из работавших на него украл новую сумку, оперативник подарил ее жене. После «раскрытия преступления», особенно вымышленного, приходилось иметь дело со следователем или дознавателем. В таких случаях Ерсултанов учил, что и как говорить. Большинство дел в итоге заканчивалось примирением с «потерпевшими».

Сначала надо научиться

Конечно, возникает вопрос: ну не сразу же Берик Ерсултанов (на снимке справа) стал так работать? Ответ на него – в двух других уголовных делах, рассмотренных в суде.

Сейчас Ерсултанову 33 года. В 2014 году его назначили опер­уполномоченным зонально-территориальной группы отдела криминальной полиции. Эпизоды, которые есть в уголовных делах, охватывают период 2015-2016 годов. Ерсултанов еще не так поднаторел, но у него просматривается огромное желание выделиться, выдвинуться.

По роду службы он знал в Костанае притоны, где собирался криминальный, а главное, сильно пьющий контингент. Одна из таких квартир находилась на улице Перронной и принадлежала Ивану Сидорову. Это было жилище, дверь в которое, по словам одной из обитавших там женщин, полицейские открывали без стука. Елина, Плавская, Вдовенко, Лысенко, Сидоров – это были те люди, которые в 2015-2016 годах помогали Ерсултанову подняться по службе. Кражи, а в основном подобными правонарушениями и должен был заниматься оперативник, организовывались между ними.

Например, Ерсултанов давал Вере Елиной телефон, который она «украла» у Олеси Плавской, фотографировал ее с вещдоком и забирал его. Плавская писала расписку, что «украденный» телефон ей вернули. Иногда оперативник приказывал тому же Сидорову самому найти и «потерпевшего», и «свидетелей». Потом «рисовал» дело и в некоторых случаях даже сам за своих «воров» расписывался.

Как правило, все помогавшие Ерсултанову были в алкогольном опьянении. В таком состоянии он часто привозил их в отдел полиции – бывшие сотрудники это говорили в суде. Что заставляло этих потерявшихся в жизни людей работать на полицейского? Кто-то боялся, что ему подкинут наркотик, кто-то – что его реально поймают на преступлении. Но главным, пожалуй, были деньги. В те годы Берик Ерсултанов платил за помощь. Это потом, через несколько лет, он научится сам извлекать из этого прибыль. А тогда отдавал от полутора-двух до пяти тысяч тенге. Все это потом в притоне шло на выпивку.

В двух уголовных делах – несколько десятков подобных эпизодов. Иногда в производстве у Ерсултанова были настоящие дела по кражам. Раскрыть, кто же украл у женщины кошелек с деньгами, трудно. Но оперативник с этим справлялся блестяще. Нужен подозреваемый? Будет! Например, Евгений Лысенко. Ну и что, что он кошелек не крал. За деньги «украдет».

Один эпизод в уголовном деле выдающийся. Кражу из машины, которую потом «раскрыл» Ерсултанов, организовали со знакомым его коллеги. По сюжету, Сидоров залез в машину (его заставили оставить там отпечатки пальцев) и стащил барсетку с деньгами, двумя золотыми цепочками и документами. Золотые изделия сдали в ломбард, получили за них деньги, потом изъяли (без компенсации, понятно). Вот только по какой-то причине (может, осторожность потерял, может, отчетность была нужна именно в этот период) зарегистрировал кражу и «раскрыл» ее Ерсултанов только через пару месяцев. А за это время человек, у которого якобы по нарисованным документам украли удостоверение личности, дважды по этому удостоверению пересекал границу!

В суде Ерсултанов заверял: это не он закрывал все подобные дела, это прокуратура ставила визу. Да, ставила. Потому что знать, фальшивка ли это, было невозможно. Это уже позже, когда все вскрылось, прокуратура прошерстила дела, с которыми работал оперуполномоченный, и многие закрыла за отсутствием события правонарушения.

Бонусы

Зачем Ерсултанову, человеку явно неглупому, надо было заниматься фальсификацией? Маленькие детали, озвученные в суде свидетелями-сотрудниками полиции, косвенно дают ответ на этот вопрос. Конечно, он был тщеславен. В отделе было много молодых сотрудников (к сожалению, слишком много), и он как один из самых перспективных и успешных числился наставником. Но главное – показатели! Одна из свидетельниц, в 2015-2016 годах она была неопытным дознавателем, говорила:

– Всем отделам ставился прогноз. На тот момент подсудимый считался лучшим: он закрывал свои пять проступков, еще на отдел дознания давал выявленные преступления.

Как ни назови, но прогноз – план! Заместитель начальника УП Костаная тоже показывал: «В период 2015-2016 годов деятельность оперуполномоченного Ерсултанова оценивалась на основании вышеуказанных показателей». Допрошенный в суде представитель прокуратуры Костаная подтвердил: «Выход дел – это показатель работы ОВД». Вот и выходит: почва для фальсификации была! Хотя надо признать: и сущность человека имеет значение.

Да, так почему Ерсултанова все же командировали в Житикару? На этот счет есть неофициальная, но практически не вызывающая сомнений информация. Его туда временно спрятали, потому что он сам встал на одну доску с криминальными элементами.

Маленький человек

Он сам пришел к нам в редакцию. Зовут его Евгений Прилепин. В последнем деле Берика Ерсултанова он был потерпевшим не только из-за фальсификации преступлений, которые на него «вешали». Была еще одна статья – мошенничество. От отца досталась Евгению однокомнатная квартира. Как признается Прилепин, он тогда сильно пил. Ерсултанов же снабжал его спиртным. Поэтому он считал оперуполномоченного едва ли не благодетелем, доверял ему.

В апреле 2016 года после развода Евгений решил продать квартиру и уехать в поселок. Тут и подкатил к нему Ерсултанов. Сейчас Прилепин считает, что тот изначально задумал его обмануть. По его словам, они договорились о цене в два миллиона тенге. Но не о всей сумме деньгами. Ерсултанов должен был отдать свой ВАЗ с российским учетом (именно на нем он рассекал и в Житикаре), а также купить ему домик в Нечаевке.

Когда шли к нотариусу оформлять квартиру на сестру Ерсултанова, Прилепину на руки дали 150 тысяч тенге и велели сказать, что получил всю сумму. Евгений утверждает: был нетрезв, но и в таком состоянии, когда подписывал договор купли-продажи, обратил внимание, что цена там стояла другая, чем та, о которой договаривались. Попытался возражать, но Ерсултанов его заверил, что свой домик он получит.

Машины Прилепин лишился после первого же ДТП (она на него не была даже оформлена), никакого дома в деревне не получил. И стал, по сути, бомжем. По словам мужчины, последний раз он видел Ерсултанова в Житикаре – когда ездил туда на подработку. Но тот от вопроса о покупке дома, как всегда, открестился.

Только когда Прилепина вызвали на допрос в прокуратуру, он рассказал следственному прокурору и о квартире. Эпизод по мошенничеству вошел в уголовное дело. Однако при рассмотрении дела судья не посчитала его доказанным. «Обвинение в этой части построено только на показаниях потерпевшего Прилепина, достоверность которых у суда вызывает сомнения и опровергаются показаниями Ерсултанова», – написано в приговоре.

– Значит, по фактам, где я прохожу свидетелем, суд мне верит, а где являюсь потерпевшим – нет? – возмущается Евгений Прилепин.

Такая вот история

Осталось добавить. Два последних уголовных дела добавили к первому наказанию Ерсултанова еще год. Правда, изменилась колония, где он после вступления октябрьского приговора в силу будет отбывать наказание – уже не минимальной (колония-поселение), а средней безопасности (общего режима).

Татьяна БАШКАТОВА tab52@rambler.ru 54-05-80
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 52668
Нравится: +23
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран