«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...». То же самое мог бы повторить за классиком и Бекмурат ЕДИГЕНОВ. 75 сегодняшних лет – возраст, скажем так, философских раздумий и времяпровождения с внуками, которых у Бекмурата Алимовича, кстати, уже шестеро...
Характер и обстоятельства
Но время для этого седовласого, внешне сдержанного человека не имеет числового значения – он по-прежнему за рулем машины, кожаное кресло начальника Кустанайской поисково-съемочной экспедиции Бекмурат Едигенов с легкостью меняет на дальние рабочие поездки. Человек незаурядной энергии, действия, с высоким чувством профессиональной ответственности – он пример для коллектива.
Коллектив немалый, и задач у него громадье. Крупнейшее предприятие в Северном Казахстане, выполняющее в полном объеме весь комплекс региональных геолого-съемочных, геофизических, гидрологических, инженерно-геологических работ и занимающееся одновременно поисками твердых полезных ископаемых и вод. Долгое время экспедицию, начало которой было положено в 1958 году, возглавлял Беккожа Едигенов, известный в стране геолог. Так вот, Беккожа Абилевич и Бекмурат Алимович – двоюродные братья.
Сразу же закрадывается вопрос: это что, семейственность? Не торопитесь с выводами. Бекмурат Едигенов от геологии был далек: окончил автомобильный техникум, работал совхозным трактористом, управляющим отделением. В годы перестройки, когда совхозы рушились как карточные домики, перебрался с семьей в город. Устроился водителем в экспедицию – сюда очередей не было. А вот вакансии – всегда, потому что характерной особенностью полевых поисково-съемочных работ является удаленность объектов от населенных мест на десятки и сотни километров. Дороги разбиты, а кое-где их и вовсе нет. Эти обстоятельства осложняют организацию полевых работ, их материально-техническое обеспечение.
Бекмурат Едигенов работы не боялся. Более того, он совмещал ее с учебой на юрфаке Костанайского госуниверситета им. А. Байтурсынова. Инициативный, он впитывал особенности геологической профессии, пытливо вникал в управленческие процессы. К этому вынуждали и обстоятельства, ведь в 90-е годы Кустанайская поисково-съемочная экспедиция переживала не лучшие времена. Уходили кадры. Не было заказов и, соответственно, платежей. Судьба предприятия, увенчанного трудовой славой прежних лет, похоже, близилась к концу... Вот тогда и произошло реформирование.
Верный курс
Во главе новообразовавшегося ТОО встал Бекмурат Едигенов. Историю о том, как он вел товарищество по трудным дорогам рыночной экономики к стабильному крепкому предприятию с двумя сотнями работников, в коротких газетных строках не уложить. Если бегло, то мы видим, что экспедиция провела поисково-оценочные работы и апробировала в Государственной комиссии 12 месторождений с запасами золота, тантало-ниобатов, меди и молибдена в Северном Казахстане, разведала четыре месторождения подземных вод в нашей и Акмолинской областях. Сегодня в ее активе сотрудничество с казахстанскими и иностранными недропользователями: это промышленный холдинг «Полиметалл», ТОО «Комаровское горное предприятие», АО «Варваринское», АО «ССГПО», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казгеология» и многие другие предприятия.
Звания и награды на этом поприще не обошли и самого Бекмурата Едигенова, подтверждая его высокопрофессиональный уровень. Он награжден знаком «Почетный разведчик недр», имеет звание действительного члена Академии минеральных ресурсов РК, диплом лауреата премии имени академика Ш. Есенова и многие другие правительственные награды.
Но эти факты на поверхности. Не менее любопытно другое: а что скрыто за внешним обликом этого чрезвычайно динамичного человека, в 75 лет продолжающего вести экспедицию уверенным курсом?
Двое взрослых детей. Айгуль преподает в региональном госуниверситете им. Байтурсынова юридические науки. Слушаем.
– Мы жили всегда собственным трудом. Папа был на все руки мастер. Я помню, как он чинил наш старенький «Москвич-412», а я обожала стоять рядом и наблюдать за его действиями. Взрослые говорили: будешь инженером. Но я поступила в медицинский колледж и после него четыре года проработала акушеркой в роддоме. Как раз были сложные времена – свет отключали, зарплаты копеечные. И я отправилась получать вузовское образование. Что нисколько не избавляло нас, детей, участвовать в строительстве родительского дома, потом гаража, а уж пахать на даче – это само собой. Конечно же, под строгим руководством папы.
Булат. Которого на одном месте застать невероятно трудно. Потому что он работает под началом отца. Тут не засидишься: бесконечные командировки по регионам Казахстана.
– У меня как в песне, где геолог «и ветру, и солнцу брат», – добродушно улыбается Булат. – Я, вообще-то, изначально готовился к роли землепашца – окончил сельхозинститут. Но агропром меня не дождался – приняли на службу в Комитет национальной безопасности. И вот теперь та же разведка, но с уклоном в глубокое бурение недр. По жизни папа в выборе профессии никого не неволил. У него критерий: главное, чтобы ты состоялся. Как человек, как профессионал. Вот тут уж он подходил к нам с сестрой по высшему разряду требовательности.
...В свободный от работы вечер Бекмурат Алимович садится с женой Рысты Божановной в машину и они выезжают к набережной Тобола. Он гуляет по каменной мостовой, предаваясь своим мыслям, а жена сидит в машине – ноги болят – и смотрит на мужа с очарованием ушедшей молодости. Они неразлучно прошли через многие годы. Им есть чему вместе гордиться и радоваться. И здесь цифры возраста не имеют значения. Имеют значение лишь любовь и преданность...