И тогда велик шанс побороть болезнь. В этом уверена психиатр-нарколог Костанайского наркологического центра «Альтернатива kst» Екатерина ГРЕЕВА.
– Екатерина Васильевна, от чего зависит успешное лечение?
– Все зависимости носят хронический характер и сложно поддаются лечению. Любые. Естественно, объясняем это нашим пациентам, их родственникам. Так как работаем и с семьей больного. У нас трудятся два психолога, которые проводят консультации, используя различные методики. Если говорить о медикаментозном лечении, оно проходит по протоколам диагностики и лечения. И работаем как с пациентами, стоящими на учете, так и с людьми, которые обратились сами и хотят остаться инкогнито. К каждому пациенту индивидуальный подход.
– То есть кому-то потребуется больше времени, кому-то меньше?
– Да. Если же говорить об учетных пациентах, то они находятся на лечении в нашем центре месяц. За это время мы проводим дезинтоксикационную терапию, проще говоря, чистим организм от накопившихся продуктов распада. Потом пациенты получают сенсибилизирующую терапию и психотерапию – помощь психолога и препараты, снижающие тягу, допустим, к алкоголю. Препараты одобрены Минздравом, лицензированные.
– Были ли сложные случаи лечения в вашей практике? Ведь у пациента может быть много других заболеваний на фоне приема наркотиков.
– Если говорить о соматических заболеваниях, то у наших пациентов их, действительно, бывает целый букет. Но в центре есть терапевт, который консультирует и назначает лечение. Что касается сложных случаев, то они были, но описать какой-то конкретный не получится. Каждый пациент индивидуален.
– Есть расхожая фраза, что бывших наркоманов не бывает. Можно ли вернуть такого человека в социум и утверждать, что он выздоровел?
– Конечно, у каждого нашего пациента есть шанс на выздоровление. Другое дело, пользуются он им или нет. Мы активно сотрудничаем с различными реабилитационными центрами – казахстанскими, зарубежными. Например, можем направить пациентов как анонимных, так и стоящих на учете в реабилитационные центры Москвы и Санкт-Петербурга. Успешно сотрудничаем с реабилитационным центром в селе Силантьевка Алтынсаринского района. И наши пациенты выздоравливают. Кроме того, был опыт кодирования в Москве: пациент употреблял одновременно алкоголь и наркотические опиоидные и синтетические вещества. После кодировки уже семь месяцев в состоянии ремиссии. Не пьет, не употребляет наркотики. Вернулся в обычную социальную жизнь. Устроился на работу. Это наша маленькая победа!
– Сегодня ситуацию усугубляет растущая популярность синтетических наркотиков...
– Вы, наверное, замечали надписи на стенах домов, заборах – интернет-ссылки, где и что можно купить. Синтетические наркотики – бич нашего времени. Они легкодоступны, и молодые люди, которые их пробовали, обращаются потом к нам. Таких пациентов стало много. При этом граждане не состоят на учете. Очень этого боятся. Чаще всего скрывают свою проблему от семьи.
– Последствия употребления синтетических наркотиков тяжелее, чем тех же веществ опиоидной группы?
– Несомненно. Синтетические наркотики разрушают структуру личности человека за год-два. Такие случаи тяжело поддаются лечению, так как зависимость формируется очень быстро – люди не успевают отреагировать.
– Что бы вы сказали вашим потенциальным пациентам и их родным?
– Трудно сделать только первый шаг. Важно осознать, что у тебя проблема, и прийти к нам. Очень часто наши пациенты и их родственники боятся обратиться для постановки на учет. Опасаются, например, что это станет известно на работе. Бояться не нужно. Наши пациенты защищены, информация конфиденциальная – врачебная тайна. Поэтому у нас могут консультироваться родственники онлайн, по телефону или лично. Если вовремя приступить к решению проблемы, велик шанс, что пациент выздоровеет.