В Казахстане продолжается большая политическая игра. На этой неделе все шесть зарегистрированных партий досрочно завершают выдвижение своих кандидатов в нижнюю палату Парламента – Мажилис.
Забурлило...
Сами выборы назначены на 10 января 2021 года, но уже сейчас политическая жизнь забурлила. Предвыборная агитация начинается только 10 декабря, но взрыв деятельности партий вызвал широкий резонанс в пытливой экспертной среде.
Все эксперты были уверены, что с общенациональным списком (читай – с попаданием в Мажилис) справятся все шесть партий. Но вот с поиском кандидатов в маслихаты будут проблемы, особенно учитывая требование 30-процентной квоты в партийных списках для женщин и молодежи. Осложняет обстановку и то, что выборы пройдут в условиях пандемии.
Рейтинги и ребрендинг
Правящая партия от имени директора института общественной политики Nur Otan поспешила заявить, что электоральный рейтинг партии составляет 76,8% (на последних выборах было 82,15). Да, аппетиты нуротановцы несколько умерили, но оставляют за собой конституционное большинство. Умные головы считают, что власть в принципе «обречена» на постоянную победу. Но введение института парламентской оппозиции внушает надежду, что возврата к однопартийному парламенту уже никогда не будет. Новые игроки на политическом поле так и не появились, но политический облик старой партийной гвардии резко поменялся.
Партии стали использовать разные формы расширения своей электоральной базы. Партия «Бiрлiк» после несостоявшейся попытки объединиться с партией «Ауыл» перешла в ногу со временем с кириллицы на латиницу. Новое название искали всем миром, получилось краткое ADAL. Новоиспеченная партия стала позиционировать себя «объединением активных и неравнодушных граждан». Сколько таких окажется на избирательных участках, трудно прогнозировать.
Затем удивила проведенным накануне выборов ребрендингом Коммунистическая народная партия Казахстана. Теперь народные коммунисты стали просто Народной партией Казахстана. Политологи вначале оторопели, посыпались нелицеприятные отклики. Но спокойный анализ «хождения в народ» партии, которая постоянно поднимает острые вопросы по самым насущным проблемам, можно сказать, поставил все на свои места. По крайней мере, так считают сами народники.
В оценках ДПК «Ак Жол» эксперты сходятся во мнении, что «слышно только А. Перуашева», причем в основном в защите интересов крупного бизнеса. Зато национал-демократы пытались раскрутить свое реноме, громко ратуя за декоммунизацию и десоветизацию, используя тему голодомора 30-х годов прошлого века. Это со стороны парламентской партии выглядело провокационно и неубедительно.
Всем понятно, исход выборов зависит от того, как проголосует сельское население. На это главные надежды партии «Ауыл», которая сейчас не входит в Мажилис. Правда, не все партийцы могут сразу расшифровать официальный бренд – НДПП «Ауыл» (название «Народно-демократическая патриотическая партия» возникло после объединения с Партией патриотов Казахстана).
Анонсирует себя единственной оппозиционной Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Лидеры социал-демократов на фоне внутрипартийных скандалов менялись несколько раз. Очевидно, что ОСДП не сможет представлять интересы протестного электората. Подозрение вызывает ее поддержка инициатив национал-патриотов, хотя официально социал-демократы входят в Социалистический Интернационал (Социнтерн).
Стабильно в нестабильном
Как видим, предстоящие выборы не лишены интриги. Как будет выглядеть конфигурация партийного поля – с одной главной партией и двумя менее значительными противоборствующими партийными проектами на правом и левом флангах, как это было ранее? Или нижняя палата Парламента действительно станет многопартийной? Есть еще вариант двухпартийной системы. В общем, все зависит от воли избирателей.
Отрадно, что современные отечественные интеллектуалы единодушны в том, что Казахстан – это одна из редких стран, которая стабильно живет в нестабильном мире.
Дмитрий ЛЕГКИЙ, доктор исторических наук, профессор