О нынешнем обострении противостояния Турции и ЕС говорим с доцентом КРУ им. А.Байтурсынова кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Истинные причины
– Серикжан Сагиндыкович, еще вчера Турция пыталась выполнить какие-то требования Евросоюза относительно вступления, а сегодня вдруг едва ли не открытое противостояние...
– Безусловно, отношения Турции и Европейского Союза в последнее время переживают не лучшие времена. В основе обострившихся турецко-европейских взаимоотношений множество факторов. Следует отдать должное Анкаре: более тридцати лет Турция пыталась стать членом ЕС, но европейские страны под различными предлогами постоянно отказывали ей в этом. Поняв всю тщетность попыток, нынешний лидер страны Эрдоган избрал другой путь для своей страны, тем более ситуация к этому располагала. Нынешнее обострение отношений связано со статусом Северного Кипра, на территории которого находится непризнанная международным сообществом Турецкая Республика.
– Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией. Евросоюз недоволен тем, что Эрдоган не упускает ее из виду.
– Да, но недавнее посещение этого региона Эрдоганом это лишь повод, а истинные причины лежат в экономической плоскости. Европа, не имея собственных достаточных запасов углеводородного сырья, вынуждена импортировать его из других стран. За европейский нефтегазовый рынок, как один из наиболее крупных и стабильных, идет борьба между крупными поставщиками. Это Россия, США, Норвегия, Саудовская Аравия и другие.
Турция – один из транспортных хабов по поставке энергетического сырья в Европу. Обнаруженные недавно на дне восточной части Средиземного моря богатые залежи газа очень перспективны для разработки и близкие по транспортировке к Европе, что сулит большие перспективы для любой экономики. Их разработкой заинтересовался не только Евросоюз, но и Анкара. Следует отметить, что военные действия в Сирии, Ливии также связаны не с борьбой власти с оппозицией, а имеют больше отношение к переделу нефтегазового рынка.
Тень нового лидера
– ЕС не преминул покритиковать Турцию за вмешательство в конфликт Азербайджана и Армении.
– Если официально, то Турция не принимала непосредственного участия в военных действиях на территории Нагорного Карабаха. Однако Анкара морально поддерживала Азербайджан. Отношения между Турцией и Арменией всем известны. Это давняя история. При этом никто не может открыто сказать, что Эрдоган формально не прав. Согласно четырем резолюциям Совета Безопасности ООН, Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, а нахождение вооруженных сил Армении на этой территории противоречит международным документам. В течение долгого времени данная проблема была «заморожена» и не решалась, несмотря на присутствии в Минской группе урегулирования таких стран, как Россия, США и Франция в качестве сопредседателей.
– Политический конфликт Турции и ЕС обнажил еще одну тенденцию: стремление Анкары к лидерству в тюркском и мусульманском мире в целом.
– Согласен. Многие эксперты отмечают стремление Эрдогана к лидерству в мусульманском мире, при этом он делает достаточно громкие заявления, когда дело касается ислама. Можно вспомнить связанные с этим события, которые произошли во Франции и Австрии, что вызвало новое обострение отношений между Турцией и Францией. К чему стремится современное руководство Турецкой республики, можно только предполагать. Но бесспорно то, что мы являемся свидетелями растущей роли этой страны в очень важном мировом регионе.
– Для этого есть предпосылки?
– Безусловно. Турция демографически, экономически и в военном плане отличается от той страны, которой она была еще десять лет назад. Да и сама международная система отношений изменилась. Обострились отношения между Западом и Россией, США и Китаем, появились новые очаги нестабильности, нет единства даже между старыми союзниками. Многие государства не соблюдают международные соглашения. Появление нового игрока на мировой арене происходит постепенно, и многие не желают этого признавать и всячески этому препятствуют. Поэтому в настоящее время мы, возможно, являемся свидетелями появления нового регионального лидера, который желает и, что особенно важно, может влиять на международную повестку дня.
Беженцы вернулись в Карабах
За сутки более 2400 беженцев при содействии российских миротворцев вернулись в Нагорный Карабах из Армении.
Всего за две недели в места прежнего проживания вернулось 23514 беженцев, сообщает Министерство обороны РФ. В военном ведомстве отметили, что режим прекращения огня соблюдается по всей линии соприкосновения. Также сообщается, что продолжаются поиск и обмен телами погибших в конфликте, при координации миротворческих сил РФ и Международного комитета Красного Креста.
Саперы миротворческого контингента очищают территорию Нагорного Карабаха от мин и взрывоопасных предметов. Помимо этого, российские миротворцы помогают готовить школу №8 города Степанакерта к возобновлению учебы.
Трехстороннее соглашение, подписанное в ноябре премьер-министром Армении Николом Пашиняном, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом РФ Владимиром Путиным, предусматривает остановку боевых действий в Карабахе, ввод российских миротворцев и передачу ряда районов Нагорного Карабаха Азербайджану. Согласно этому же соглашению, миротворческий контингент России в составе 1960 военнослужащих, 90 бронетранспортеров и 380 единиц автомобильной и специальной техники будет находиться в зоне нагорно-карабахского конфликта.