Эти слова стали определяющими для новой книги известного костанайского сценариста Светланы ПЕТРОВОЙ, без которой уже десятки лет не обходится ни один большой праздник в Костанае и области. Она выпустила книгу с говорящим названием – «Больше, чем сценарии».
«Не люблю казённых фраз»
В этой книге отличник образования РК, лауреат премии Клуба меценатов собрала уникальную подборку сценариев больших мероприятий разных лет, которые для областного центра стали знаковыми, воспоминания и размышления, основанные на профессиональном опыте.
– В своей книге вы представляете сценарии, а это обычно для зрителей остается за кулисами праздника. Вы же открываете таким образом свои секреты, распахиваете душу.
– Каждый сценарий – это воспоминание, которое мне очень дорого. Чтобы мероприятие получилось, его действительно нужно пропустить через душу. Вообще написать сценарий непросто и ответственно. Настоящий сценарий будет удачным, если он обрастает жизнью.
– Вы сценарист, за плечами которого огромное количество всевозможных проектов. Что нужно молодым, чтобы осилить такой же груз?
– Научиться этому делу можно, но если есть талант. При этом любому сценаристу нужно быть прежде всего интеллектуалом. Чем больше знаешь тему и вокруг темы, тем выигрышнее получается сценарий. В языке, в подтексте, в форме подачи сразу можно увидеть уровень автора. Кстати, я пишу сценарии только ручкой, не работаю с компьютером...
– Почему?
– Недавно прочитала в СМИ, что написание ручкой способствует развитию памяти, эмоциональному выплеску человека. Раньше я стеснялась этого, а теперь даже радуюсь: на правильном пути! К тому же у меня много черновиков. Они как подсказки.
– Всегда ли слово, которое написано, звучит так, как это было задумано?
– Нет, не все то, что написано, успешно звучит со сцены, из уст ведущих. Поэтому я много работаю над фразой, ее вариантами, перестановкой словосочетаний, освобождаю текст от тяжело произносимых. Не люблю причастные обороты, казенные фразы, канцеляризмы.
На доверии
– Знаю, вы даже на президентские мероприятия писали тексты.
– Да. Однажды Шамиля Фахрутдинова, руководителя ансамбля «Карнавал», пригласили в столицу как главного режиссера открытия республиканской новогодней елки. И он попросил меня написать сценарий. Получилось все успешно. Меня в столице заметили, хвалили. Кстати, тогда я получила за работу солидный гонорар, в десять раз превышающий стандарт.
– Какой сценарий самый сложный?
– На политическую тему. Потому что и такое мероприятие должно быть на языке, понятном всем, а не только политологам.
– Каждый проект – это встреча с новым героем. Какой был самым запоминающимся?
– С Виталием Грушковским, прообразом того самого солдата, скульптура которого стоит в парке Победы. Я писала сценарий к чествованию знаменитой семьи архитекторов Белоусовых (авторы скульптуры). И встретилась с Виталием Филаретовичем. В свое время его фото увидела Муза Белоусова на Доске почета как лучшего милиционера. Он и меня поразил: энергичный, высокий, стройный, красивый, с большими серо-голубыми глазами. Когда мы записывали с ним интервью для трансляции, то делали это возле того солдата у Вечного огня. Он вспоминал, как часами держал поднятой руку с лавровой ветвью. Ее даже подвязывали. Было непросто. Но для него это было большой честью. А сходство, кстати, потрясающее. Когда Виталий Филаретович замолкал, бросалась в глаза даже одинаковость скорбной складки у губ. Когда перед тобой сама история – ответственность за каждое слово чувствуешь вдвойне.
– Издание книги дорогое удовольствие. Что вас к этому подтолкнуло?
– Это моя позиция. Кто-то покупает новый шкаф, кто-то – телевизор последней модели, а я написала и издала книгу. Это вопрос личных приоритетов. Для меня сценарии – это дело моей жизни. У меня большой архив, тексты, которыми я жила десятилетиями. И не жалею, что так поступила. Духовная составляющая куда весомее материальной. У меня появилась роскошная возможность окружать себя теми людьми, которых ты хочешь обнять от всей души!