Жители дома №16 по улице Мирошниченко в Костанае все еще ждут, когда их аварийное жилье начнут сносить, а людей переселят. Процесс, по их мнению, двигается медленно. В чем причина? Ведь семьи оказались практически под открытым небом.
Сюрпризы
Напомним, об этой ветхой двухэтажке мы писали в конце сентября. В редакцию тогда обратилась Ольга ЛЕВЧЕНКО. Она долго искала квартиру с адекватной стоимостью. Вариант в этом доме ее устроил. Казалось, что все отремонтировано и жить можно будет до самой старости. Но в июле этого года квартира начала преподносить сюрпризы.
Оказалось, что ремонт был лишь завесой чудовищных проблем. Сначала появился отвратительный запах канализации и болота, сырости. Женщина попросила знакомых изучить крышу над ванной (ее квартира на верхнем этаже). Те сразу поняли, что кровля представляет собой музей под открытым небом. И когда знакомые Ольги попробовали залатать дыры подручными материалами, часть крыши обвалилась внутрь комнат. Теперь у Ольги Левченко два дня рождения, ведь она могла оказаться под этим завалом...
После этого случая обои и плитка в доме начали отпадать, влага пробралась во все щели. Соседи жалуются на те же проблемы. Женщина по совету отдела жилищных отношений провела экспертизу, которая показала: дом аварийный. А значит, подлежит сносу, жителям нужно выделить новые квартиры. Скоро Новый год, а жильцы вновь обратились в «КН».
– Нам говорят, что переселение будет в январе. Но до января мы все тут просто умрем, – переживает Ольга Левченко. Она сейчас представляет интересы жильцов всего дома.
Ожидание и реальность
После публикации комиссия при акимате вела работу по
изучению состояния дома. Решение комиссии должно было либо опровергнуть, либо подтвердить решение независимого эксперта об аварийности жилья. На это тоже ушло время. В итоге комиссия пришла к выводу, что в строении действительно жить больше нельзя. Параллельно настроение жильцов становилось все мрачнее.
– У моего соседа потолок накренился до такой степени, что он его просто подпер поперечными балками, которые защищают от обрушения. Мы в любой момент можем оказаться под завалами, – говорит Ольга.
За это время она все-таки смогла заделать дыру в своем потолке и утеплить его. Сейчас, в декабре, температура внутри помещения нормальная для проживания. Но сырость и грозящий рухнуть на головы потолок не единственное, что тревожит соседей.
– Мы периодически посещаем отдел жилищных отношений. Как выяснилось, нам нужно встать в очередь на жилье. Я эту процедуру прошла. Но теперь выяснилось, что система не дает встать в очередь двум моим соседям. У одного из них умерла мама, и он стал собственником ее квартиры. И, как я поняла, если у человека есть другое жилье, за снос аварийного жилья ему ничего не возмещают... Это стало для нас шоком, нонсенс какой-то! Допустим, у человека действительно есть второе жилье. Но он живет в этом. И если государство сносит его собственность, значит, должно возместить? Если будут собственники, которым никак не возместят квартиру, то они просто откажутся подписывать документы о сносе! – переживает Ольга Левченко.
Кроме того, жители дома №16 думали, что им предоставят жилье в новостройках, которых сейчас в городе много. Выяснилось, что речь идет о вторичном жилье. Ну а больше всего жильцы боятся провести еще несколько месяцев под непредсказуемой крышей над головой.
Почему так?
Мы обратились за комментарием к главному специалисту отдела жилищных отношений Алмату ДАУМОВУ. Он работает как раз с аварийным и ветхим жильем в городе. В том числе постоянно встречается и с героями публикации «КН».
По словам Даумова, комиссия действительно завершила работу и признала, что жителей нужно переселять из этого дома.
– Есть две очереди. Одна общая, в которой в том числе состоят пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, дети-сироты и другие категории. Такой категории граждан мы предоставляем жилье в первую очередь. Кроме того, по программе «Нұрлы жер» мы обязаны выдать квартиры этим очередникам. А те, кто живет в аварийном жилье, встают в отдельную очередь. Данным очередникам мы не имеем права давать квартиры в домах, построенных по «Нұрлы жер». Для этого специальная комиссия решает, куда их распределить и где выдать жилье, – объясняет специалист.
Он отметил, что дом №16 по улице Мирошниченко не единственный аварийный в городе. Несколько десятков людей ждут, когда им предоставят замену. Ближе всех сейчас к переезду жители домов по улице Кочубея и 5 Апреля, они в очереди перед нашими героями.
Что касается ситуации, когда у мужчины из-за личной трагедии появилась своя квартира, однозначного ответа Алмат Даумов не дал. По его словам, комиссия судьбу этого мужчины рассмотрит отдельно. Но по правилам, если у человека есть жилье в собственности, а выселяться из ветхого надо, он не может рассчитывать на возмещение стоимости ветхого.
– Жители данного дома постоянно со мной на связи. Я объясняю, что мы действуем четко по правилам. Было бы куда их сейчас переселить, мы бы обязательно это сделали, – сказал Даумов.
Каждая из сторон в данной истории ничего не нарушает и руководствуется только законом. Что же делать? Возможно, на время искать арендное жилье, раз жить в доме опасно. А чиновникам предложить внести аварийников в общую очередь.