Конец ноября был отмечен в деловом мире Костаная встречей владельцев ресторанов с главным санитарным врачом области в филиале НПП «Атамекен». Речь шла о необходимости ослабления карантинных мер.
Предприниматели говорили о том, что нынешний режим работы, а временами ее отсутствие, ставит под угрозу закрытия их бизнес. Упор был сделан на необходимость ежемесячно погашать аренду и коммунальные платежи, компенсация за которые сейчас не предусмотрена. Эти затраты нынешний режим работы не покрывает. Главный санврач области Владимир Нечитайло обещал действовать исходя из общей ситуации. В общем, по инструкции.
«Если миллион упадёт с неба...»
Один из участников встречи владелец рестобара ЧHouse Денис ОНИПЧЕНКО (на снимке) закрыл свое заведение 1 декабря. Мы беседовали с ним в конце ноября. «Если миллион тенге не упадет с неба, то закроюсь», – сказал бизнесмен. Чуда не произошло.
– С марта мы выживали с надеждой на изменения в лучшую сторону, с надеждой, что вот это все закончится. В среднем ежемесячно мы несли убыток в районе 1 млн тенге. Из них коммуналка съедала около 300 тысяч тенге, 50% из которых затраты на электричество, – говорит Денис.
После жестких карантинных мер началось их ослабление. Соответственно, люди стали медленно возвращаться в заведение, чтобы провести там вечер. По словам бизнесмена, конец августа и сентябрь ушли на раскачку, а в октябре допустимый лимит – 30 человек в зале – был заполнен практически каждый день. Работали до 23.00. В ноябре снова ввели ограничения, и снова убытки.
– Сейчас кафе и ресторанам можно работать до 21.00. Наш анализ показал, что основную выручку мы получаем с 20.00 до часа ночи. К 21.00 народ только-только собирается. Естественно, в нынешних условиях люди предпочитают заказать доставку еды на дом. Мы обзванивали наших постоянных клиентов, приглашали их, но людей время работы не устраивало плюс работа такси. Я бы сравнил условия нашей работы с ездой на автомобиле с тремя колесами: вроде и едет, но не так, как надо, – говорит предприниматель.
Меры, которые наполовину
Денис Онипченко не понимает, почему посетители кафе должны сидеть друг от друга на расстоянии 60 см, а столы стоять на расстоянии не менее двух метров, когда в любом транспорте эти нормы никак не соблюдаются. Ни в автобусах, ни в поездах, ни в самолетах.
Он открывал свой бизнес по Госпрограмме «Енбек». По ее условиям надо было трудоустроить 5 человек. Бизнесмен дал работу 29. Ирония жизни: государство руками одних чиновников помогло открыться рестобару, а потом руками других – закрыться. По словам Онипченко, ему предстоит погасить долги перед кредиторами, и пока этого не случится, строить другие планы он не будет. «Нас не кредит, не арендная плата, не затраты на зарплату сгубили. Нас срубила невозможность заработать деньги, чтобы выполнить эти обязательства», – считает собеседник.
...Похоже, малый и средний бизнес подошел к той черте, когда все подушки безопасности на черный день уже использованы или почти использованы. Вирус не исчезнет от одного окрика «запретить и оштрафовать». Осталось найти чиновника, который возьмет на себя ответственность и найдет такой путь, при котором и санитарные нормы не будут нарушаться, и экономика не умрет.