Новый год, Рождество Христово – откуда пошли эти праздники? Мало кто из нас задумывается. Хотя в этом вопросе немало интересных деталей.
На Руси Рождество стали отмечать не сразу с принятием веры христианской. Ну а новый год встречали песнями и плясками по осени после сбора урожая. А вообще в мире по-разному: и осенью, и зимой, и весной. Образ новогодней елки вырос из рождественских праздников. Впервые она явилась в том виде, в котором мы ее знаем, в 1521 году во французском Эльзасе.
У нас в Кустанае по-настоящему, торжественно Рождество, а за ним и Новый год стали отмечать в 1898 году. Было это в только что открытом Свято-Никольском соборе, который стоял тогда примерно на том месте, где в 60-х годах ХХ века построили кинотеатр «Кустанай». Звонили колокола, блистало золотой парчой духовенство, в первых рядах стояли градоначальники и именитые кустанайские купцы.
К колоколам Свято-Никольского собора тут же присоединялись колокола женского Иверской иконы Божьей Матери монастыря, что располагался на месте нынешнего Корейского поселка. Здесь был прекрасный малиновый звон колоколов монастырских церквей во имя Святой Троицы и Николая Мирликийского. Потом благовестили колокола Константино-Мефодьевской, Константино-Еленинской и Михайловской церквей.
Но пришла революция октября 1917 года, и «благовест» рождественский, а с ним и Новый год как праздники исчезли. Большевики объявили их не соответствующими советской идеологии: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». Монастырь и Свято-Никольский собор стерли с лица земли, монахинь монастыря – в расход, колокола разбить! Воспитывать народ, особенно молодежь, стали в советском богоборческом духе.
В декабре 1919 года, как раз перед праздниками, Кустанайская уездная комсомольская конференция новые лозунги затвердила: «Пропаганда идей коммунизма», «Пропаганда коммунистического ведения хозяйства», «Активное участие молодежи в революционном строительстве коммунистической Советской России в творчестве новых форм жизни»! В «новые формы» ни Рождество, ни Новый год не вписывались. В декабре 1923 года кустанайский комсомол, действуя по указанию партийных органов, повел активную работу по искоренению религии и «разных там новых годов». Узнали, что появились подпольные кружки «Христианской молодежи» в Анновке, Большой Чураковке, Севастопольском, Урицком. Надо искоренять, а то еще елку поставят! 12 декабря 1923 года на места ушла «сов. секретная» директива на этот счет. И началось...
Под Новый 1925 год вообще затеяли мощную антирелигиозную кампанию! И против празднования Нового года, и конечно, против Рождества. Быстренько подготовили антирелигиозные доклады «Легенда о Христе», «Наука и религия», «Происхождение Рождества» и двинулись в народ. В заключение 26 декабря устроили показательный вечер «Религия на службе контрреволюции»! С той поры и до середины 30-х годов ХХ века Рождество и Новый год не просто перестали быть праздниками, но оказались под государственным запретом. Сейчас в это и поверить трудно.
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ
Фото В. СЕРЕДЕНКО из архива редакции