Маркетологи, экономисты и журналисты все чаще находят оригинальные способы сравнить покупательскую способность граждан и реальную стоимость валюты того или иного государства.
И вот на смену индексу Биг-Мака уже спешат индексы бесбармака, борща, бутерброда с колбасой. Надо ли говорить, что все они неутешительны и оптимизма гражданам не добавляют? Наоборот, лишний раз подчеркивают – жизнь дорожает.
Как правило, новые небанальные экономические индексы традиционно появляются в разгар кризисов. В 2001-м Леонард Лаудер предложил «индекс губной помады», отметив, что в рецессию, на фоне падения продаж одежды и аксессуаров, растут продажи помады. И именно красного цвета. В 2011-м маркетологи NPD Group доказали, что эта теория более применима к лаку для ногтей, так как тот обычно стоит дешевле помады. По подсчетам NPD, продажи лака в кризис росли в шесть раз быстрее, чем продажи помады.
Другие маркетологи, Mintel, в 2009 году предложили «индекс мужского нижнего белья»: спрос на этот товар традиционно стабилен, но в кризис многие вынуждены отложить покупку белья на более долгий срок. А классикой жанра считается «индекс длины юбки», представленный американским экономистом Джорджем Тейлором в 1926-м и доказывающий, что женщины реже носят мини в рецессию, так как не в состоянии позволить себе дорогие чулки.
Надо признать – все эти индексы заточены под страны, где проблем с тем, что поесть и что носить, нет. Для солидной же части населения Казахстана, выбор между чулками и биг-маком не стоит. Скорее, он пролегает между макаронами и гречкой.
Так какой индекс был бы более актуален для нашей страны? Можно предложить «индекс тарифов на коммунальные услуги». Потому как они хоть и регулируются государством, также как и цены на социальный хлеб, ГСМ, но стабильно растут. Опустошая кошельки, не давая обрасти жирком, сделать накопления, распланировать бюджет. Если бы в зависимости от этого индекса еще производилась индексация зарплат...
Но пока мы только извещены о том, что со следующего года нам стоит ожидать очередного повышения тарифов. Почти все энергоснабжающие компании Казахстана подали заявки на повышение своих тарифов с 2015 года. Надо ли говорить о том, что вместе с электричеством тут же вырастут цены на продукты питания и другие коммунальные услуги?
В какой-то мере виновато в этом прошедшее недавно «народное IPO» компании KEGOC. Будущим инвесторам надо же дать заработать, а потому государство повысило тарифы для монополиста. Так что прибыль предприятия будет обеспечена в том числе и за счет рядового потребителя. При этом нас успокаивают тем, что наши тарифы все равно ниже, нежели чем у наших соседей по ЕАЭС. Как бы говоря тем самым: не расслабляйтесь – потенциал для будущего роста есть.
А тем временем Центры обслуживания населения Костанайской области отчитываются о том, что за 10 месяцев этого года приняли 22975 заявлений на оказание жилищной помощи. Это самое большое количество заявок по Казахстану.
Такие вот игры с индексами.