Насколько скот области, его продукция безопасны для костанайцев? Итоги работы ветеринарной службы за прошедший год мы подводим вместе с руководителем облуправления ветеринарии Берикжаном Кайыпбаем.
Заметим, это управление создано было совсем недавно. В него вошли инспекторы, работающие в городах и районах. С самого начала предполагалось, что такая вертикаль позволит лучше координировать действия местных ветеринарных специалистов.
Ну а теперь о том, что касается эпизоотической ситуации в области. К сожалению, по хроническим инфекционным заболеваниям, в частности, бруцеллезу ее невозможно назвать благополучной. Специалисты отмечают: пик зараженности этим заболеванием КРС в нашей области пришелся на 2009 год, тогда на санитарный убой пришлось сдать более 12 тысяч голов скота.
Затем благодаря проводимым противоэпизоотическим мероприятиям показатель инфицированности КРС удалось снизить почти в три раза. Однако в конце 2013 года вновь была зафиксирована высокая зараженность скота бруцеллезом, и сразу в нескольких хозяйствах.
В чем же причина? По словам Берикжана Балапановича, отчасти сказалось то, что в 2012 году внедрялся скрининговый метод профилактических исследований на бруцеллез с охватом лишь до 10 процентов от общего числа поголовья КРС в сельхозформированиях. Кроме этого, был неполный охват диагностическими исследованиями и частного сектора. Например, в Восточном сельском округе Карасуского района было исследовано всего 5 процентов животных из частных подворий. В итоге в 2013 году произошел этот выстрел.
Кроме того, говорит Б. Кайыпбай, порой затягивались выдачи результатов лабораторных исследований. Из-за чего инфицированный скот не изолировался месяцами и не сдавался на санитарный убой. В том числе приплод от больных животных. Более того, были случаи подмены явно больного скота. Разумеется, сказалось и отсутствие хорошей ветеринарной службы во многих крупных сельхозпредприятиях области. А значит, не проводилась нужная дезинфекция животноводческих помещений, не налажен был специальный учет движения и лабораторных исследований быков в частном секторе.
Понятно, что все эти проблемы в нынешнем году пытались планомерно решать. В частности, были отобраны для проведения оздоровительных мероприятий с наложением карантинного режима 10 неблагополучных сел. Кстати, в четырех из них после этого были сняты ограничения по туберкулезу и бруцеллезу.
Заметно увеличилось в текущем году и количество диагностических исследований на бруцеллез, что отразилось на выявлении больных животных. И, что очень важно, организован жесткий контроль по его сдаче на санитарный убой. Мало того, хозяев даже материально заинтересовывают сделать это своевременно. В 2014 году из республиканского бюджета на эту цель выделено 78 млн тенге – компенсация владельцам скота непредвиденных потерь. Причем из этой суммы уже выплачено более 75 млн тенге.
Впрочем, некоторые владельцы больного КРС все же по-прежнему скрывают его. Так вот по этому поводу уже звучат предложения ужесточить меры воздействия на них. Например, если такой хозяин, нисколько не заботясь ни о своей семье, ни о соседях, отказывается отправить на санитарный забой заболевшее животное, то и компенсировать потери ему не надо. Правда, в законе такой меры пока нет, но есть надежда, что появиться она может. За нарушения правил безопасности в ветеринарии, действительно, должны следовать жесткие наказания.
Сложилась и еще одна практика, о которой хотелось бы сказать. Когда сельчане приобретают животных, допустим, по программе «Сыбаға», то порой им пытаются продать уже явно больной скот или молодняк от него. В принципе всем известно, что при таких сделках животные должны пройти карантин. Хотя на какой стороне – продавца или покупателя, в правилах не указано. Вот и пытаются некоторые недобросовестные продавцы избежать этого требования. Но теперь, заметил Б. Кайыпбай, даже когда продается совсем маленькая партия животных, она обязательно проверяется. И пусть их владельцы противятся этому, уверяя, что проверка была буквально месяц или два назад, все равно скот еще раз исследуется. Да, это внеплановые исследования. Они требуют определенных затрат. Но в сложившейся ситуации они необходимы, и ветеринарные специалисты области намерены отстаивать это требование.