Выборы повсюду – в Казахстане, Беларуси, Молдове, Кыргызстане... Не только новый революционный президент Кыргызстана, но и «последний диктатор Европы» (как прозвали на Западе Лукашенко) заявили о необходимости конституционных реформ.
Намертво в одной команде
Белорусская модель долгое время порождала противоречивые оценки, но на постсоветском пространстве батько Лукашенко был примером образцового хозяина. Вот только его победные на президентских выборах 80% взорвали страну. Переизбранный первый президент Беларуси, похоже, посчитал, что широкие осенние протесты «задушены на корню». Однако зимой борьба обернулась причудливым запретом бело-красного Деда Мороза (цвета флагов оппозиции). А после Нового года президент заявил о проведении конституционной реформы.
Все политики в один голос заговорили: Лукашенко намерен возродить систему советского госуправления. Он предлагает решать судьбу страны на Всебелорусском народном собрании, когда 2,5 тысячи человек «от трудовых коллективов» раз в пять лет будут голосовать за программу развития на пятилетку. При этом Лукашенко уточнил: народное собрание не будет заменять собой парламент. Политические силы типа Либерально-демократической партии готовы поддержать своего президента.
Политологи считают: если внешние факторы не заставят Лукашенко представить проект новой Конституции, то он «возможно, обойдется без этого». В США не только приняли Акт о демократии в Белоруссии, но и расширили санкционный список. Вашингтон идет на это, невзирая на то что в команде поддержки «хоккеиста Лукашенко» есть сильные игроки не только в лице России, но и Китая. Так, Конгресс США призвал Международную федерацию хоккея не проводить в Минске в конце мая – начале июня чемпионат мира по хоккею. Международный олимпийский комитет присовокупил к этому свой голос, запретив олимпийской сборной России выступать под своим государственным флагом и гимном. Неслучайно на российских ТВ прозвучала фраза Лукашенко о его взаимоотношениях с Путиным: «Нас загнали уже намертво в одну команду».
Кремль в свою очередь последовательно рисует дилемму для Лукашенко – «углубленная интеграция с тобой или без тебя». Намекая на включение в Конституцию положения о Союзном государстве и исключение формулировки о стремлении к нейтральному статусу. Буквально перед Новым годом Беларуси выдали кредит в 500 млн долларов и без привычных ранее споров подписали соглашение о поставках нефти и газа на 2021 год.
«Время хороших людей»
Ноябрьский выбор по-молдавски сенсации не принёс. Но поражение пророссийского Игоря Додона во втором туре президентских выборов заставило российских политологов задуматься: новая глава государства начнет проводить политику, ориентированную на Запад. Майя Санду в первую очередь потребовала вывода российского воинского контингента с территории страны. Приднестровье с многонациональным населением (где после кровавых столкновений на этнической почве в начале 90-х находятся миротворческие силы) и в этот раз голосовало за пророссийского кандидата Додона.
Команда Санду приняла необычный лозунг – «Время хороших людей». Лидер проевропейских сил просто призвала «хороших людей» вместе строить будущее Молдовы «без олигархов и коррупции». А русскоязычным гражданам страны гарантировала: никто не будет закрывать русские школы и ущемлять русский язык, «люди могут отмечать праздники, в том числе 9 Мая». Вот и вся программа, без курса на Евразийский союз с ОДКБ или НАТО с ЕС – в Конституции Молдова закрепила нейтральный статус.
Тоска по твёрдой руке
Выборы президента в Кыргызстане состоялись в один день с Казахстаном. Конкуренты Садыру Жапарову вроде были, но мало кто сомневался, что лидер очередной революции станет новым президентом. Вопрос стоял в другом: какие у него будут полномочия? Останется ли страна парламентской республикой? Ведь одновременно состоялся и референдум о форме правления. Народ, похоже, соскучился «по твёрдой руке», отсюда и результаты – форма правления в республике будет президентской.
Правозащитники считают, что идея одновременного с выборами референдума, которую «продавил» Жапаров, не прибавляет легитимности нынешней власти. Попытки конституционных реформ «бывшего политического заключенного» восприняты экспертами как попытка узаконить личную власть революционера.
Западу же и России требуется хоть какая-то относительная стабильность в Кыргызстане. Чтобы было понятно, с кем разговаривать. Уже весной в Кыргызстане состоятся парламентские выборы, будет готов и проект новой Конституции.
Дмитрий ЛЁГКИЙ, доктор исторических наук, профессор РГУ им. Байтурсынова
Фото rg.ru и ng89.ru