Четыре года назад наша рубрика «Ноосфера» стартовала с разговора о рок-музыке. Возвращаемся к истокам и начинаем новый год с самым известным организатором неформальных концертов в Костанайской области, участником группы «Нонсенс» Рустамом БАКИРОВЫМ.
История
– Рустам, каким было зарождение рок-движения в нашей области?
– В 80-е годы у нас в регионе уже были группы «Пикет», «Вертолет». Но тогда у музыкантов была возможность играть «правильный рок». Они репетировали при Дворцах культуры и выступали там же. А первый неформальный фестиваль мы собрали в декабре 1994 года. На убогой аппаратуре, в Рудном, в «Клубе юных моряков». Нас было много, человек пятьдесят из Костаная, Рудного и Аркалыка. С 1995 года начались уже регулярные фестивали, на которых группы играли свои песни. В общей тусовке были все – альтернатива, гранж, метал. Мы все очень дружили – костанайцы все время ездили к рудничанам, и наоборот.
– Многие с ностальгией вспоминают 2007 год, как период расцвета рок-движения в Костанае. Почему именно тот год «выстрелил»?
– В 2007-2008 годах, правда, был всплеск развития рок-музыки. Я тогда общался с байкерами. Они познакомили меня с руководством клуба «Ё-night». Мы провели первый фестивальный концерт местных исполнителей, который имел огромный успех. И начали проводить их постоянно. Собирали по 300 человек. Поток людей был всегда хорошим, вплоть до закрытия клуба. Мы даже приглашали российских артистов – группы «Znaki», «Otto Dix».
И тогда же, в 2007-м, подумали: почему бы не сделать большой концерт на открытом воздухе? Так появился «Мегарок». Мы заказывали генератор, брали в аренду сцену, аппаратуру, автобус и... собирали уже до пятисот (!) человек. Я связываю всплеск с тем, что тогда люди были голодными до впечатлений. Интернет был не у всех. Музыка только на дисках, кассетах и пластинках. Поэтому люди на ура восприняли хоть какую-то инициативу и очень активно ее поддержали. Сейчас все по-другому. Года три назад я вообще думал, что рок в нашем городе умер. Но в прошлом году все снова начали активно приходить на наши концерты. И я думаю, что после пандемии, когда люди соскучатся по живому общению, мы снова переживем пик.
– Почему сейчас в Костанае продолжают играть группы, которым уже 10 лет и больше, но появляется так мало новых?
– В 90-е и нулевые групп было много, потому что у музыкантов была поддержка. Зрители шли целенаправленно, чтобы послушать именно этих людей, их песни знали наизусть, ими восхищались. Да, они не получали никакого дохода со своего творчества. Сами вкладывались в то, чтобы купить инструменты или другую аппаратуру. Но они делали это с радостью, потому что зрителям и слушателям это было нужно. Сейчас мир перенасыщен контентом. Чтобы послушать хорошую музыку в хорошем качестве, нужно просто иметь Интернет. Так зачем разменивать эту возможность на то, чтобы слушать начинающих музыкантов? А без внимания аудитории у начинающих нет стимула развиваться.
Альбом
– С чего началась рок-музыка лично для вас?
– Я учился в Челябинском политехническом университете, а студенческая общага – это рассадник русского рока. Все тогда слушали «Чайф», «Алису», «Кино». Поддерживали местную группу «Резиновый дедушка». Там я научился играть на гитаре. Естественно, подумал: «Вот бы организовать свою группу». И когда приехал домой в Рудный на каникулы, позвал друзей играть вместе. Знакомые пустили нас в актовый зал школы №11, где мы прорепетировали всю ночь. Так 3 февраля 1991 года появилась группа «Нонсенс». В этом году мы отмечаем юбилей. Собираемся впервые в своей истории записать полноценный студийный альбом.
– Стала ли сама музыка другой? Не исчерпал ли рок свои ресурсы?
– Нет. Я думаю, рок будет всегда, потому что это невероятно эмоциональный жанр. Исполнитель вкладывает себя в песню и это очень откликается у слушателей. Особенно, если это живое выступление. Рок – это выплеск эмоций и свободы. Это никогда не перестанет быть популярным