Как думаете, чудаки – это хорошо или плохо? Я познакомился с Мариной БАБЕНКО, вот сейчас сел за письмо и думаю об этом вопросе.
Ноев ковчег
Марина, жительница Рудного, пишет бумажные письма в конвертах незнакомым людям по всему миру. Ей редко отвечают, но она об этом не беспокоится: «Напишешь письмо в Болгарию, и будто сама там побывала»... Сама Марина мало где была.
«Ваш адрес я нашла в журнале «1000 советов» за 2007 год. Мы с Вами почти ровесницы, правда, я на 10 лет постарше. У меня уже нет родителей. Два взрослых сына. Напишите, пожалуйста, о себе, о своем хобби, увлечениях...»
Я читаю письмо в квартире Марины. 100 журналов «1000 советов», где читатели оставляют свои координаты, ей подарила соседка. Справа, на диване, в клетке сидит белая крыса. Снизу на меня подозрительно смотрит дворняжка Лайма. Слева сопит щенок Тишка. На окне в аквариуме плавает черепашка Тортилла. Марина говорит, что черепаха спесивая. За окном серый день, ветер, мусорка и «хрущевский» облупленный двор. Но окно закрыто занавеской – светлый ультрамарин с рыбами и водорослями. От этого как-то веселее. Пришли кошки. Я будто в Ноев ковчег попал.
Облачко
– Вы на меня не обижаетесь?
– За что?
– Не подготовила все письма. Я сейчас вам песню спою. Учу болгарский язык, чтобы общаться с болгарами. Со школы мечтала побывать в этой стране...
«...Що ли прави мойто чедо мило / С чужди хора, чужди хляб делило? / Ти кажи й, облаче ле бяло, / Жив и здрав че тук си ме видяло».
Марина поет, выдерживает высокие ноты, и прерывается:
– Это песня о том, как юноша в чужой земле спрашивает у белого облачка – не видало ли оно на своем пути родных мать, отца и дом. И просит у облачка передать им, что видело оно его живым. Просит принести им здоровья и обещание скорой встречи... А письма я стала писать от тоски после того, как родители умерли. Подумала: хватит мне ночами рыдать. Все, что не додала маме и папе, буду раздавать людям. Представьте, получает человек письмо, открывает в недоумении, а там пожелания добра, счастья...
Я представил. Мне понравилось. Уж точно, я бы весь день об этом странном письме вспоминал. И, может быть, улыбался.
«КИД»
– Сейчас ведь никто не пишет письма. Все в компьютерах, в Ватсап – кнопки и клавиши, – говорит Марина. – А мне нужно писать и читать. Вы ведь помните в школе «КИД»?
– Республика «ШКИД»?
– Нет, Клуб Интернациональной Дружбы. Моя подруга писала письма в Болгарию – там у нее появился товарищ. 30 копеек стоило отправить письмо. А в Америку, знаете, какая была цена? 50 копеек. Школьники позднего советского периода находили друзей по всему миру. А сейчас беда.
– Сейчас легче простого написать в Америку. Лишь бы знать язык и платить за Интернет.
– Вы ничего не поняли. Бумажное письмо – теперь экзотика. Это мало, кто заметил. Бумажные носители сейчас – это извещения от коммунальных служб или банков. А вот душевные бумажные письма, когда вы получали?
– ....
– Как я пишу письма? Впереди Татьянин день. Я ищу в журналах Татьян и пишу им. День Святого Валентина мимо меня, конечно... Но я найду в журналах Валентин и Валентинов и напишу им. В марте пишу людям с именем на букву «М». А в апреле на букву «А». Как правило, выходит по три письма в неделю...
Не чудовище
Мы молчим. Только деловитый голос из телефона Марины говорит: «В болгарском, как и в русском языке, ударения не имеют фиксированного положения. Их надо просто запомнить для каждого слова отдельно. Пусть вас это не пугает...»
Я сижу и перевариваю информацию.
– Для людей это не важно. Но стоимость бумажного письма очень выросла. Письма взвешивают. Если вложить в конверт открытку – уже 600 тенге. А если две открытки – 1050. Еще марки. В месяц у меня выходит порядка 10 писем – для меня это большие траты.
– Давайте я напишу материал о вас, и когда его опубликуют, отнесу в администрацию нашей почты. Вряд ли это поможет, но попытка – не пытка.
Марина улыбнулась.
Как думаете, чудаки – это хорошо или плохо? Я закончил письмо и теперь думаю, что когда чудаки не чудовища – это хорошо. А Марина – чудак высшей марки.