Этого требует ТОО «Агроинтерптица» (Аркалык) от чиновников ветеринарии. Предприятие обвиняет их в бездействии и подало иск в экономический суд с требованием, образно говоря, понудить выполнить свою работу.
Независимо от того, какое решение примет суд, в ходе процесса выяснились детали, из которых уже можно делать некоторые выводы.
Особенности понимания
В сентябре на птицефабрике случилась вспышка птичьего гриппа. На тот момент в ТОО «Агроинтерптица» содержалось 502706 голов кур. Все они или погибли, или были утилизированы. Компенсацию предприятие получило за 433161 голову. За 69545 голов и 2064517 яиц компания ничего не получила.
Комиссия работала около месяца – в сентябре-октябре, – считала павших птиц, составляла акты. Как заявил один из ответчиков – директор Костанайской областной терринспекции Комитета ветконтроля и надзора Минсельхоза Урзабек Батырбеков – то, что комиссия смогла посчитать, за то и возместили ущерб.
– Вы изначально часть павшей птицы закопали в двух траншеях. Потом выкопали, но их тогда уже пересчитать было невозможно, они разложились, – сказал директор терринспекции.
Представитель ТОО «Агроинтерптица» Индира Саденова в ответ говорила о том, что по документам вся птица была уничтожена, а значит, компенсация положена и за спорные 69545 голов.
Задача аркалыкских ветеринаров состояла в том, чтобы собрать пакет документов, удостоверяющих в том, по какой причине и в каком количестве погибло поголовье. Затем это, скажем так, досье отправляется в филиал Республиканского противоэпизоотического отряда (РПО) в Костанае. Оттуда уходит в головной офис. И только после этого начисляется компенсация.
Тут выяснился удивительный факт. Директор костанайского филиала РПО Валерий Коваленко сообщил суду, что документы на компенсацию за падеж 69545 голов прибыли к нему только 11 января 2021 года. Но в них отсутствовал ряд документов. Поэтому письмо было возвращено назад. Сейчас недостающие бумаги вновь отправлены в Костанай.
Нехорошие яйца
В деле есть акты об изъятии и уничтожении всех яиц, которые были на птицефабрике. Тут обнаружилась нестыковка. Более 300 тысяч яиц из птичников, где провели дезинфекцию, утилизировали, а остальное... осталось лежать в холодильниках.
– В какой-то момент члены комиссии просто уехали с территории птицефабрики. По правилам пищевые яйца в такой ситуации могут быть использованы для реализации после обработки, с чем я не согласна. Они у нас просто хранились. В декабре мы уведомили РПО и санитарную службу о том, что будем утилизировать эти яйца. 31 декабря мы это сделали, потому что 4 января 2021 года к нам поступила первая партия новой птицы в рамках реабилитации предприятия. Хранить рядом со здоровыми курами потенциальный источник заражения было нельзя, – сообщила Индира Саденова.
Она несколько раз спрашивала у бывшего руководителя Аркалыкской городской терринспекции Ерлана Канапина (сейчас он работает там же главным специалистом): «Когда вы отправите документы на оформление компенсации за уничтоженные яйца?». Четкого ответа не последовало... Ему же судья адресовал вопрос: «Почему вы подписали акт об уничтожении всех яиц в октябре, если этого не было?». «Я не могу сейчас сказать», – ответил чиновник.
Следующее заседание должно стать последним в процессе, после чего стороны перейдут к прениям.
Станислав НАМ
Фото из архива Сергея МИРОНОВА