Ох уж это современное искусство! Что ни арт-объект, то ребус: автор высмеивает моду на латекс или видит в этом гостью из будущего? Корреспондент «КН» побывал на выставке, которая, возможно, объедет весь мир. Появятся ли такие «ребусы» в Костанае?!
Аллюзия любви
Fontes Amoris («Источники любви») – под таким названием недавно в Московском музее современного искусства проходила персональная выставка уже известной российской художницы Саши Фроловой. Её работы украшали музеи по всей Европе. Пандемия оказалась кстати для любителя побродить в одиночестве по бесконечным залам столичного музея. А костюмированные и скульптурные метаморфозы, которыми поделилась автор, запросто восполнили для меня эффект многочисленного зрительского присутствия. Смотришь на одну работу, и кажется, что другая, ожившая рядом, смотрит на неё вместе с тобой.
Фролова – ученица арт-хулигана Андрея Бартенева, несомненно талантливого в модном сейчас жанре перформанса художника-футуриста. Его стиль абсурден, провокационен и даже скандален, но бесспорно оригинален и... признан во всём мире. Вот и Фролова работает в жанре перформанса, создает костюмы из латекса, которые можно не только показывать на манекенах, но и носить. Их спрос на театральных сценах недалек.
У этой выставки своя драматургия, которая превратила каждый зал (а их не один десяток) в красочный, симметричный мир резиновых женщин и во всех смыслах надутых мужчин. При этом автор ещё на входе разместила свою же в чем-то наивную мысль: «Я мечтаю быть волшебницей, которая улучшает будущее и делает людей счастливыми».
Вот и европейцы, избалованные современным искусством, побывали на этой выставке (живьем и онлайн) и оставили в книге отзывов свои впечатления: «Это лишь аллюзия на жажду любви... Упоение жизнью тождественно упоению любовью. Саша Фролова помогает нам понять это... Она изобретает себя заново и подталкивает нас к тому же». Напомню: аллюзия – завуалированное упоминание о чем-либо, затрагивание темы с помощью намека. Здесь намеков предостаточно (см. на фото).
Не жизнь, а праздник детства
Латекс, пластик, полимер и электрический компрессор – всё, что понадобилось для создания этого придуманного мира. В нем важную роль играют яркие цвета, которые изменяют смысл формы, придавая ей дополнительные значения. Кстати, удобный материал выбран. Все хранится в сложенном виде, транспортируется легко. Достал, надул – вот тебе и скульптура!
«Барокко» (серия костюмов словно с венецианского фестиваля), «Карусель. Золотая версия» и «Телепорт» (приключения Алисы Селезневой, «гостьи из будущего», продолжаются). Что ни название, то фантастический образ. Даже блондинка с длинной косой перед зеркалом заглядывает в него и видит... черный квадрат Малевича.
Поначалу, во время посещения этой выставки, от всего многообразия красок появляется комплекс неполноценности от осознания того, что реальный мир куда более серый. Но уже к середине возникает устойчивая мысль: на каждую Фиону найдется свой Шрек, которому будет фиолетово, что она зелёная. Точно! И когда это понимаешь, вдруг открывается, с одной стороны, сказочно детский мир, а с другой, абсолютно взрослый (18+).
Разноцветные стены, подсветка, скульптуры словно из комиксов – не жизнь, а Диснейленд на выезде. И наоборот, пышные женские формы, обтянутые латексом – просто сексуальная провокация.
На этот счёт сама Саша Фролова, обращаясь к посетителям, говорит, что через свои скульптуры она пытается выразить невыразимое. Ей не хочется, чтобы зритель фокусировался на частностях: «Это что, собачка или кошечка?» В идеале надо на время перестать анализировать и просто отдаться чувствам. «Кто как поймет – в зависимости от опыта и культурного бэкграунда, – говорит автор. – Я делаю акцент не на сексуальности, а на утрированной женственности, исследую женский образ, его трансформацию. Ведь когда надеваешь латексный костюм, чувствуешь себя супергероиней – не просто красивой, а суперкрасивой, не просто женственной, а ультраженственной. Он будто дает сверхвозможности».
Перформанс в Костанае?
Насколько реально, что такие выставки будут проходить и в нашем городе. Костанайские художники и искусствоведы уверены, что всё возможно.
«Хотелось бы, чтобы такие арт-проекты появлялись и у нас, – призналась Сая Калинова, завотделом изобразительного искусства Костанайского областного музея. – Тем более что в Казахстане есть несколько школ этого направления – в Алматы, Нур-Султане, Караганде, Шымкенте, а также в Рудном. От нашей области художники участвовали в таких проектах на уровне республики и в международных биенале. Причем достаточно успешно. Один из известных кураторов современного искусства в РК Юлия Сорокина даже предлагала провести такой перформанс и у нас. Всё пока в проекте. Это достаточно дорогие выставки. Но молодежь, будущее поколение художников нашего региона нужно знакомить с современными направлениями».
К слову, когда в Костанай приезжал ведущий акварелист России Герман Травников и проводил мастер-классы, не то что молодежь, маститые художники увлеклись акварелью и создали полные циклы работ. Так что наши живописцы готовы к экспериментам. А примеры перформанса уже были в Костанае. Даже «КН» однажды организовали в зале Дома дружбы такой арт-проект, на котором скульптуры малой формы, в виде человеческих силуэтов, предстали целиком из газет. Как метафора: человек – это сгусток информации.