…Как известно, вымощена дорога в ад. И устроить его из лучших побуждений можно даже для собак.
Две недели назад зоозащитники забили тревогу: по их мнению, в частном приюте Костанайского района жестоко обращаются с собаками. Речь об ОФ «Пушистый друг». Сейчас полиция ведет разбирательства. Тем временем владелица приюта Елена Тютюник громогласно спорит с волонтерами-оппонентами в Сети и СМИ о том, пригодны ли условия в ее приюте для содержания бездомных хвостиков.
Дрались за воду…
Корреспондент «КН» побывала на месте. Первой о ситуации нам сообщила зоозащитница Екатерина Хопта. Она позвонила и рассказала, что привезла корм в приют для собак на дачах садового общества «Мелиоратор» и обнаружила страшную картину:
– Они лаяли, выли и плакали как дети. У них не было мисок с водой. Собрались с другими волонтерами, срочно привезли несколько канистр с водой. Собаки стали драться за нее. На них было невозможно смотреть, я не могла сдержать слез…
В приюте содержится около 150 собак. К нашему приезду на территории на цепи была обнаружена мертвая собака хаски. Причину смерти позже установят специалисты. К слову, в день обнаружения трупа полицейские и представители ветеринарной станции долго решали, кто именно будет ответственен за проведение экспертизы. Как позже сообщили нам волонтеры, за дело в итоге взялись правоохранители.
После приезда полиции, руководителя ветеринарной станции и СМИ подъехали представители акимата Костанайского района, в том числе и аким города Тобыла Захар Комаров.
– Могу только сказать, что нам поступали жалобы от владельцев дачных участков, что им приют мешает. Но мы пошли навстречу, выделили этот участок земли: он более отдаленный. Поддержали инициативу женщины помогать животным. О том, какие здесь условия содержания, мы сказать не можем… Будут разбираться соответствующие специалисты, – прокомментировал Захар Комаров.
«Не умерла, а убили!»
До приезда хозяйки приюта прошло около часа. За это время волонтерам удалось напоить и накормить меньше половины собак. Животные жадно припадали к миске и отталкивали друг друга, пытались сорваться с цепи и привлечь к себе внимание, взобравшись на будку. Кстати, на территории всего два вольера, и в одном из них находились травмированные животные. Остальные (даже маленькие щенки) содержались на цепи. У каждого пса есть будка, но прятаться от нас животные не стали.
В это время подоспела и хозяйка Елена Тютюник. Несколько собак, которые свободно бегали по территории, радостно кинулись к ней. Все же благодарность животных безгранична…
Елена стала уверять, что кормит и поит собак каждый день. Правда, такая возможность есть только раз в день, когда они с мужем приезжают сюда после работы. О том, что на цепи умерла хаски, женщина узнала только от собравшихся.
– Это не умерла, это убили! – вскричала она и помчалась к мертвому животному.
По внешним признакам установить причину смерти наверняка, конечно же, нельзя. Но Елена с уверенностью осмотрела собаку и заявила, что ее отравили. Однако волонтеры утверждали, что несколько дней наблюдали животных в плачевном состоянии. Зоозащитница Анастасия Серикова прокомментировала, что была здесь днем раньше, хаски еще была жива. Кроме того, на территории мы не увидели емкостей для воды, а у части собак и вовсе не было мисок.
До приезда хозяйки волонтеры обошли территорию и неподалеку от приюта наткнулись на полуразобранный дом, откуда исходил трупный запах. В погребе – зловонное содержимое, ближе к поверхности различимы клоки собачьей шерсти. Жители ближайших дачных участков не раз жаловались на неприятный запах. И вот предполагаемый источник найден. Неподалеку от этого дома есть клоки собачьей шерсти и… собачий же череп.
Елена, выслушав претензии зоозащитников, с готовностью заглянула в погреб. «Это не мои собаки! – ответила она. – Да и вообще, вон там вроде кошка…». Позже Елена Тютюник выступила в СМИ с заявлением, что заботится о хвостиках так, как может. И что воды на территории не было временно, но они привозили ее каждый вечер. Однако в тот день пара приехала на легковой машине без емкостей с водой, которой бы хватило на 150 собак.
Позже к ситуации подключились и другие волонтеры – из группы «Рука помощи животным» и ТОО «Надежда плюс kst». Ольга Соловьева отметила, что у мертвой хаски внешних признаков отравления нет.
В кругах помощников животным Елену хорошо знают. Знают как безотказного человека, который всегда примет хвостика в трудную минуту его жизни. Правда, не всем из них потом удается выкарабкаться. Елена Тютюник проводит сборы на животных на своей странице в Instagram. Сборы идут на корм, лечение. На вольеры, признается женщина, денег катастрофически не хватает.
Где собака закрыта?
По словам зоооволонтеров, в ОФ «Пушистый друг» под присмотром Елены «отбывают» собаки, проходящие госпрограмму ОСВВ (отлов – стерилизация – вакцинация – выпуск в естественную среду). В этой цепочке во время прохождения всей процедуры животные должны находиться в пункте временного содержания.
«КН» удалось выяснить, что официально приют Елены Тютюник в программе ОСВВ не участвует. Но все присутствующие утверждали, что собак сюда свозят именно с отлова. Согласно открытой информации с портала госзакупок, тендер на временное содержание бездомных животных выиграла ветеринарная станция Костанайского района. На месте мы поинтересовались об этом у руководителя ветстанции Костанайского района Айдара Бейсенова. Кстати, сразу по приезде он стал отмахиваться от вопросов, комментируя, что контроль условий содержания животных лежит не в зоне ответственности его ведомства.
– Это должна контролировать ветеринарная инспекция! Елена сама собирает. Мы сюда собак не привозим, со всей ответственностью заявляю.
– А куда привозите?
– (Долгая пауза). Никуда не привозим… В данный момент… У нас на территории на Ленина, 11 пункт временного содержания.
Между тем в этом году на услуги временного содержания (где бы оно ни было) 400 собак в Костанайском районе выделено 3 491 114 тенге.
Обезвожен, умер, не ходит…
Кстати, выслушав возмущения волонтеров, Елена с супругом пригрозили, что сейчас просто выпустят всех собак на волю.
Спустя некоторое время мы вновь связались с Екатериной Хопта, чтобы узнать, как развиваются события. Оказалось, что часть собак из этого приюта все же забрали и распределили другим зоозащитникам. Сейчас идет работа по их пристройству. Но повезло не всем.
– Часть отвезли по клиникам, часть сейчас у меня, часть в «Надежде». Один щенок хаски, ему было меньше полугода, которого забирали с другого участка (Елена живет в том же садовом обществе и дома держит несколько бездомышей. – Прим. авт.), к сожалению, умер. Он был очень тяжелый, погиб от инфекции энтерита. Еще боялись, что тазы не выживет: у него сильно повреждена лапа – старый, неправильно сросшийся перелом, и сильное обезвоживание было. Вылечили, выходили, занимаемся пристройством. Еще была одна собака с рваной шеей, и одна с переломом таза, ходить не сможет… – рассказала Екатерина.
По информации портала госзакупок, в нескольких районах Костанайской области и вовсе не состоялся закуп по лоту «Временное содержание безнадзорных и бродячих животных». В каждом из них по плану за год планируется отработать по 50 животных. На данный момент пунктов временного содержания, выигравших госзакупку, нет в районе Б. Майлина, Мендыкаринском, Карабалыкском, Джангельдинском и Наурзумском районах.