Спустя 30 лет владения дачным участком костанайцы Татьяна и Виктор Витковские обнаружили на нем… пилораму. Путаница с кадастровыми номерами запустила цепную реакцию земельных конфликтов, в которых дачники вынуждены доказывать право на свою же землю.
Участок, которого нет
Хозяевами участка №40 на шестой улице в садовом товариществе «Текстильщик-2» супруги Витковские стали в 1995 году, о чем свидетельствует государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей. Сейчас на эту землю пенсионеры даже не могут взглянуть: территорию обнесли высоким забором, а на месте вишен и яблонь – штабеля досок и грузовая техника. Вот уже год Татьяна и Виктор Витковские пытаются доказать, что их четыре сотки – не абстрактные цифры, а вполне осязаемый клочок земли.
– В прошлом году позвонила соседка и сказала, что на моем участке какое-то движение происходит, – вспоминает Виктор Владимирович. – Приезжаю – ставят забор. Выяснил, что хозяин соседних соток решил расширить территорию пилорамы за счет моего участка. Я подумал, что произошло недоразумение. Привез и показал ему все документы, а он только ответил: «Докажи». Уже не говорю о том, что пилорама стоит незаконно, потому что целевое назначение участка – садоводство. Но все смотрят на это почему-то сквозь пальцы.
Сюжет закономерно переместился в зал суда. Хозяин пилорамы занял простую позицию: Витковский, мол, просто забыл, где находится его участок. Истец, в свою очередь, назвал себя «заложником некачественной работы госструктуры», которая некорректно зафиксировала границы.
Специалист НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» на процессе пояснила, что установить границы участка Витковского на местности невозможно, поскольку в базе нет координат. А вот у ответчика они имеются. Есть и акт межевания, составленный еще в 2023 году. То есть участок он занимает законно. На этом основании суд и вынес решение в пользу владельца пилорамы. Впрочем, в решении есть любопытная фраза: «Признавая, что за Витковским В. имеется право собственности на его земельный участок, судом не установлено его местонахождение». То есть, сотки все же где-то существуют.
Справедливости ради, координаты таинственного участка пытались установить. Однако в архивах Костанайского филиала госкорпорации так ничего и не нашли. А дальше с кадастровым номером начали происходить любопытные метаморфозы.
– Сначала кадастровый номер почему-то «перекинули» в степь, – говорит Виктор Витковский. – А потом он показал, что наш участок – не тот, за который мы исправно платили налог и взносы все эти годы, а совершенно другой.
Вот так номер
В Костанайском филиале НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» «КН» пообещали пригласить Виктора Витковского на встречу со специалистами и сообщить о результатах беседы. Тем временем, по словам костанайского юриста Бахыта Ахметова, все признаки указывают на то, что корни проблемы уходят в недалекое прошлое, когда кадастровые номера переводили из бумаги в цифру.
– На каком-то этапе в данные кадастра закралась ошибка. Возможно, он не был внесен в базу, – говорит юрист. – Поэтому он и был впоследствии выделен другому человеку и сейчас оформлен за ним надлежащим образом. Поэтому иск нужно было подавать не в отношении нового владельца земли, а в адрес государственного органа, осуществляющего кадастровую регистрацию. Теперь же у истца есть один выход – обратиться с заявлением о выделении нового участка земли. Земельщики должны выехать на место, провести топосъемку, определить границы, координаты, составить акт на землю.
По словам Виктора Витковского, по решению суда ему-таки выделили новый участок – 38-й. Специалисты приехали, вбили колья, но пенсионеру пришлось пока их убрать. Загвоздка в том, что бонусом к клочку земли идет… очередной судебный спор. У этих соток тоже есть владелец, которому категорически не нравится, что его территорию застолбили.
– Сейчас сосед в отъезде, но я с ним уже созванивался, – говорит Виктор Владимирович. – Объяснил в чем дело, он ответил, что будет судиться за свою землю. И его тоже понять можно, потому что он сейчас оказался в такой же ситуации, что и я.
Кто на даче хозяин?
Председатель садового товарищества «Текстильщик-2» Василий Куруц говорит, что такие казусы с перекраиванием земельных наделов – не редкость. И почти все приходится долго и муторно решать в суде.
– Произошла путаница в кадастровых номерах и, как следствие, наложение одного участка на другой, – пояснил он. – И так как суд определил Витковскому другой участок, у которого тоже есть владелец, будет очередной суд и очередное сдвижение. Мы уже сталкивались с подобными ситуациями. То два-три участка числятся на одном адресе, то участок по кадастровому номеру находится вообще за территорией садового общества… Карта у нас есть, но сведения там давно не актуальные. Поэтому я не раз предупреждал дачников, чтобы проверили свои кадастровые номера и привели все документы в соответствие.
К слову, в 2021-2022 годах государство пыталось навести порядок в дачных обществах, потратив на это 48,1 млн тенге. Мероприятие преследовало четкую цель – уточнить количество обрабатываемых, неиспользуемых, находящихся в собственности, бесхозных и «проблемных» в плане документов дач.
И в 2023 году облфилиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» обнародовало, наконец, статистику: общее число садоводческих участков – 18674, из них брошенных – 4522. Однако председатели садовых обществ выступили с дружной критикой и назвали цифры, мягко говоря, недостоверными. Они надеялись, что после инвентаризации наконец-то смогут поставить часть проблемных участков на бесхоз, вернуть в госсобственность, а потом выдать добросовестным дачникам. Однако собирать данные о каждом участке почему-то пришлось именно председателям. А те, в свою очередь, могли лишь приблизительно указать количество участков, на которых в последние несколько лет никто не появлялся. А кто этим участкам хозяин и где находится – вопрос и по сей день открытый.

Посему советуем всем свериться с публичной кадастровой картой. Вдруг ваш кадастровый номер тоже решил отправиться в самостоятельное путешествие по окрестностям дачного общества?
СПРАВКА «КН»
Кадастровый номер – это уникальный номер, который присваивается земельному участку и не повторяется на всей территории Казахстана. Его присваивают при первичной регистрации земельного участка.
Кадастровый номер открывает доступ ко всей информации, которая касается объекта недвижимости или земельного участка: графическому отображению, техническим характеристикам, границам, сведениям о правах, обременениях.
Современный кадастровый номер состоит из 11 цифр. Номер присваивается в иерархическом порядке: сначала идет код области, далее района или города, потом квартала и в конце проставляют уникальный номер участка в квартале.
Где его найти? Кадастровый номер отображается в документации на участок, например, в старых актах на землю или в относительно новом виде документа – кадастровом паспорте. Также кадастровые номера недвижимости находятся в личном кабинете на eGov.kz.
Чтобы найти участок по кадастровому номеру, нужно перейти на сайт АИС ГЗК, открыть публичную кадастровую карту, ввести уникальный кадастровый номер земельного участка, нажать поиск. Карта автоматически масштабируется до размеров участка, в правой части будет отображена информация об участке (адрес, площадь, кадастровая оценка и другие данные).
Также можно нажать на вкладку «Кадастровый квартал» или «Район». Это позволит увидеть информацию о нем и его границах.
Фото автора








