Пять лет костанайцы наблюдают за перипетиями сериала о ремонте в Костанайской областной детской больнице. В честь юбилея «благодарные зрители» удостоили больничную эпопею народным «Оскаром».
Памятник памятнику
Авторы идеи – активисты Костанайского филиала движения «Жаңа адамдар». Они установили у здания на улице Быковского трехметровую стелу «Халық қаһары» (народный гнев) и украсили фасад плакатом с трогательным вопросом «Аурухана қайда?» (Где больница?).
Это не первая антинаграда детской облбольницы. В 2023 году за «резиновый» ремонт общественники вручили руководителю Управления здравоохранения Данияру Джандаеву уменьшенную копию опоры недостроенного ЛРТ – символа строительной бесконечности. К слову, по весу и размерам премия сопоставима с наградой американской киноакадемии.
Два года спустя, не увидев сдвигов, молодежь решила повторить церемонию. И сделала это еще более заметно. Во всех смыслах. Корреспонденты «КН» связались с лидером костанайской ячейки «Жаңа адамдар» Айымгуль.
– Многие уже воспринимают эту ситуацию как должное, – поясняет цель перфоманса девушка. – Этой акцией мы хотели привлечь внимание к проблеме. Люди хотят видеть не просто стены, а реальную медицинскую помощь – с врачами, оборудованием и доступом к лечению. Мы считаем, что промедление с запуском учреждения – это прямое нарушение права детей на доступную и качественную медицинскую помощь. И подобные инициативы – очередной способ напомнить об ответственности власти перед обществом.
Трейлер
А мы напомним сюжет больничного сериала с бюджетом в 1,2 казенных млрд тенге. Итак, 2020 год. События разворачиваются в Костанайской областной детской больнице, где в разгар пандемии затеяли ремонт. Главные действующие лица – руководство медучреждения (заказчик) и подрядчик из Экибастуза ТОО «Вершина». Между героями завязывается конфликт. Подрядчик сетует на чинимые заказчиком препятствия и неоплаченные работы, а больница – на качество этих самых работ. Претензии и взаимные обвинения приводят героев в суд.
Пока юристы сражаются за каждый упущенный гвоздь и неровно положенную плитку, маленькие пациенты ютятся сначала в здании бывшего ковидного госпиталя, затем – в тесных стенах областной многопрофильной больницы.
По классике жанра должен появиться супергерой (желательно в лице власти) и восстановить справедливость. Но нет. «Мыльные» перипетии растягиваются на долгие месяцы, обрастая новыми томами дел. В итоге заказчик и подрядчик объявляют о расторжении договора, оставляя на 90 % доделанный ремонт и интригу.
В сюжете на ролях второго плана периодически появляются чиновники разных рангов. Предлагают реанимировать объект вливаниями дополнительных 1,5 млрд тенге, потом – подлатать существующую ПСД… В итоге принимают решение о разработке новой. Зрителям каждый год обещают, что хэппи-энд уже близок, но в стенах больницы пока все так же пусто.
Интрига года
Редакция «КН» обратилась к руководству детской областной больницы, чтобы узнать, далеко ли до финала. Там сообщили, что все вопросы к Управлению здравоохранения региона. В обл здраве ответили исчерпывающе: «Здание Костанайской областной детской больницы, расположенное по адресу ул. Быковского, 4, передано на баланс Управления строительства. В настоящее время проводится разработка проектно-сметной документации, которая направлена на государственную экспертизу».
В Управлении строительства обнадежили: экспертизу получат 9 июня, а это значит, что мы все же движемся к заключительной серии. Но это неточно.
Сами мы не местные
Бытует экспертное мнение, что корень зла в самой архитектуре процесса. Детская областная больница – не единственный долгострой, выращенный на благодатной почве системы госзакупок. Костанайская область имеет богатый (хоть и печальный) опыт взаимодействия с поставщиками извне, чья активность после выигрыша тендера ограничивается поиском более дешевых субподрядчиков и формальным присутствием на объекте. Субподрядная «матрешка» фигурировала и в ситуации с детской больницей, о чем «КН» еще в 2022 году говорил экс-главврач Улыкбек Асилбеков.
Ассоциация строителей по Костанайской области занимается этой проблемой с 2020 года: написаны десятки писем в различные инстанции с просьбой навести порядок в госзакупках. Еще несколько лет назад сенатор Сергей Карплюк говорил, что в скором времени в правила внесут изменения, касающиеся преференций для местных поставщиков. «Скорое время» наступило только в 2025-м.
– С этого года в «Правилах осуществления государственных закупок» изменен расчет условных скидок в виде территориального признака – с 1% до 2%, – поясняет представитель Ассоциации строителей по Костанайской области Адильхан Батрханов. – Если говорить простыми словами, то эта мера закрывает вход для не местных компаний на 99%. Кроме того, сейчас начали отсеивать сомнительных потенциальных поставщиков. Каким образом? Обязали переподтвердить свой опыт работы путем дополнения электронного депозитария, куда нужно прикрепить все документы, удостоверяющие стаж работы. Вскрылись поддельные документы: акты ввода, декларации различные… Очень много отсеялось фирм именно с поддельным опытом работы. Процентов 80, можно сказать.
И это пока единственная хорошая новость к этому часу.
Кто виноват?
А вот главная интрига пока так и остается нераскрытой. Кто будет отвечать за многострадальный долгострой? За 5 лет сменился и главврач детской больницы, и руководитель облздрава (Вячеслав Дудник, кстати, ушел тогда на повышение – вице-министр), и даже аким Костанайской области.
В начале этого года руководитель департамента Агентства по противодействию коррупции по Костанайской области Бауыржан Ұзынжас заявил, что ремонт Костанайской областной детской больницы «на особом контроле». Ведомство дало некие рекомендации по доведению его до логического завершения. Весьма туманные, надо признать.
А где конкретные действия? В чем проявляется особый контроль? Корреспонденты «КН» обратились в Антикор с официальным запросом, в котором четко спросили: были ли выявлены нарушения коррупционного законодательства и понес ли кто-то за них ответственность. Понимая, что ответ на второй вопрос, скорее всего, будет отрицательным, мы заодно поинтересовались, можно ли привлечь к ответственности виновное лицо постфактум (памятуя о смене караула).
Однако орган, который ратует за открытость и прозрачность, сам оказался наглухо закрыт. Начнем с того, что без запроса с нами работать не стали. Тут дело хозяйское. Но и бюрократическим путем не вышло – началось жонглирование сроками. Поясним: запросы от СМИ на платформе e-Otinish рассматриваются в течение пяти рабочих дней с момента поступления. В день Х в Антикоре ответили, что срок рассмотрения продлен на 5 дней. Причина? В канцелярии ответили, что собрать информацию в полном объеме до сих пор так и не смогли…
При этом Антикору явно есть что сказать. В 2024 году была проведена проверка по вопросу целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт здания детской областной больницы. По ее итогам начали досудебное расследование по статье 361 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями». Но, судя по отсутствию вестей, его постигла та же участь, что и ремонт в больнице…
Фото предоставлены активистами движения Костанайского филиала «Жана адамдар»