Газа нет, но вы держитесь!

В селе Береговом построили долгожданный газопровод. Но голубое топливо в дома сельчан так и не пришло. Почему миллиард тенге лежит мертвым грузом в земле, а местные жители снова греются обещаниями?

Печки-лавочки

Село Береговое – ухоженный зеленый уголок на берегу Каратомарского водохранилища. Деревня со временем не обмельчала, стоит на ногах крепко – сейчас в ней 1198 жителей и 400 дворов. С первых же минут становится ясно: здесь живут неравнодушные люди, которые заботятся об общем доме. Чистые улицы, аккуратные домики, а вдоль них – желтые газовые трубы, тянущиеся к дворам. Еще в прошлом году они должны были принести тепло и комфорт, но пока служат лишь своеобразными арт-объектами и напоминанием о несбывшемся.

Давным-давно в Береговом было паровое отопление, но с Советским Союзом канули в лету и трубы. В домах установили печи, а вместе с ними поселились запах дыма, копоть, горы золы, плюс постоянные заботы о заготовке дров и угля.

– Сорок лет у нас стоял одинединственный вопрос – это газ, – говорит местный житель Владимир Высоцкий (на главном фото). – Дайте нам газ, и мы будем работать еще лучше! В селе 3,5 тысячи голов скота. Доярка должна встать в четыре часа утра, управиться и пойти на дойку. Дома нетоплено, у нее дети, которым в школу надо идти… А газ включил – тепло и хорошо!

С Владимиром Николаевичем мы пообщались на сходе, куда нас пригласила инициативная группа села. Кстати, Береговое можно назвать центром гражданской активности, где проблемы не прячут, а решают всем миром. Здесь есть совет села, есть старшие по улицам. В этом, наверное, и есть секрет порядка в поселке.

В акимате люди собрались, чтобы в очередной раз задать властям главный вопрос: почему газопровод есть, а голубого топлива в нем нет? Символично, что сельчане шумели на фоне баннера «Пуск природного газа», на котором «горели» синие огоньки конфорок.

– Три года назад руководитель ТОО «Викторовское» выделил деньги на смету, – выступила председатель совета села Любовь Казакова. – И наконец, в 2023-м начали строительство газопровода. В октябре прошлого года оно было завершено, сети прошли испытания. Многие уже подвели газ к дому, взяли кредиты на эти цели, потому что нет таких денег у людей. Лично мне это обошлось в 700 тысяч тенге. А газ так и не пустили! Зима не за горами. Если газ не дадут, нужно снова закупать уголь. Тонна угля стоит 25- 27 тысяч тенге, на зиму нужно пять тонн. Машина дров стоит 60 тысяч тенге. Кто-то может нам сказать, закупать нам все это или нет?

Трудности ввода

Для местных властей тема тоже больная. По словам и. о. руководителя отдела архитектуры, градостроительства и строительства акимата района Беимбета Майлина Аяпбергена Сайлыбаева (на фото слева), получить технические условия на газификацию на фоне тотального дефицита голубого топлива – задачка со звездочкой.

– Тем не менее, благодаря настойчивости районного акимата, все разрешительные документы были получены. Из республиканского бюджета выделено более одного миллиарда тенге, – говорит Сайлыбаев. – Общая протяженность нового газопровода – 40 километров. Подрядчик из Тараза ТОО «StroyGazCompany» выполнил все работы в срок, финансирование освоено в полном объеме. 29 ноября 2024 года объект был официально введен в эксплуатацию. То есть АО «QazaqGaz Aimaq» подтвердило, что объект готов к газификации. Сети прошли испытания, есть подписанный протокол. После завершения строительства подрядная организация предоставила полный пакет исполнительной документации в Костанайский филиал АО «QazaqGaz Aimaq». Однако в процессе проверки рудненское газовое хозяйство выявило технические замечания.

По словам Аяпбергена Сайлыбаева, недочеты были незначительными: где-то щебенки требовали подсыпать, где-то столбик не так стоял. Подрядчик все это устранил и… получил новый пакет замечаний. И так по кругу. Запуск газопровода вошел в фазу бюрократического дежавю.

Сельчане приглашали на сход представителя подрядчика, но до Берегового он в тот день так и не доехал. Уже потом мы созвонились с сотрудником ТОО «StroyGazCompany», он подтвердил, что все замечания мелкие и не препятствуют запуску газа. Мало того, они могут быть устранены в рамках гарантийных обязательств, срок действия которых составляет три года. На вопрос, собирается ли компания устранить их сейчас, представитель подрядчика уклончиво ответил, что едет на встречу в акимат района им. Беимбета Майлина, после чего сможет дать более подробную информацию.

Спорные моменты

Сельчанам, по сути, все равно, кто виноват. Им главное – чтобы дали газ. Или хотя бы честно сказали: в этом году газа не будет.

– Спор идет между двумя частными организациями, а страдает целое село, – говорит аким Калининского сельского округа Сундетбай Сапабеков. – 66 абонентов уже подвели газ к своим домам. Люди купили котлы. Остальные сидят и думают, стоит вкладывать деньги в покупку угля и дров, или подвести к дому газ.

– Смешная ситуация получается, – снова вступает в разговор Владимир Высоцкий. – Вот у нас сейчас сделали дорогу платной. Только проедешь, как вскоре уже штраф за то, что не оплатил. А здесь государство вложило огромные средства в газопровод, который не работает. Деньги налогоплательщиков лежат мертвым грузом, и никто не шевелится…

Устав ждать реакции от властей, жители села уже пошевелились сами и отправили жалобы в районную и областную прокуратуру, но пока ответа от надзорного органа нет.

Корреспонденты «КН» обратились за комментарием в Костанайский филиал АО «QazaqGaz Aimaq». В пресс-службе ответили предельно лаконично: «Объект не принят, есть замечания по исполнительно-технической документации. Акт приемки, декларация не подписаны. Пока подрядчик не устранит все замечания, газ не пустят».

Жители Берегового не спорят: безопасность важнее. Но и терпение людское небезгранично. Особенно в состоянии полной неопределенности. На сходе было принято решение дать подрядчику еще немного времени на исправление недочетов. Если замечания не будут устранены, Аяпберген Сайлыбаев обещал подать на компанию в суд. Но что это изменит? Судебные тяжбы могут длиться годами, а зима отличается пунктуальностью…

Автор фото Сергей Миронов