или О том, как кукловоды разных стран подбирают ключи к сердцам современных зрителей.
Костанайцев всех возрастов порадовали: в середине сентября у нас проходил первый (и, надеемся, не последний) международный фестиваль театров кукол KOSTANAY PUPPET LIFE – 2025. Столько стран! Столько театров! Столько творчества! Столько впечатлений оставили гости из дальнего и ближнего зарубежья. Эдакий фейерверк творчества!
«В детство заглядываю…»
В этом году наш регион как никогда богат на культурные События (именно с большой буквы, чтобы подчеркнуть значимость). И фестиваль театров кукол не лишнее тому подтверждение. Среди стран-участниц – Россия и Китай, Иран и Перу, Великобритания и Узбекистан, Турция и многие регионы Казахстана. Некоторые скептики в соцсетях, комментируя анонс фестиваля, до последнего не верили, что такое возможно. Мол, так, на словах… Ан нет – приехали все, и даже больше.
Причем знатоки искусства оживлять кукол представили чуть ли не все жанры в этом непростом театральном направлении. Некоторые зрители перебегали из одного театра в другой и обратно по несколько раз за фестивальный день. Сцены костанайского театра кукол и казахского драмтеатра не пустовали ни на час. Спектакли, репетиции, мастер-классы, творческие встречи. К слову, Костанайский областной театр кукол отмечает 40-летний юбилей – в честь этой даты и организовали международный фестиваль.
Английский, казахский, персидский, русский, узбекский, китайский – эти языки могли звучать одновременно перед началом каждого спектакля.
– Я решила побывать на всех постановках! – поделилась эмоциями Алия Капарова, костанайский зритель. – Любила театр кукол с детства и люблю это искусство. Даже сейчас, на пенсии, прихожу на такие спектакли вместе с внучкой, словно в детство заглядываю… А тут такой звездопад! Скажу больше, не меньше впечатлений оставляют встречи с артистами вне зала. Они такие открытые люди, добродушные. Вот только подошла к представителю Турции, заговорила с ним на казахском, так мы поняли друг друга запросто – языки-то близкие!
Шоковая терапия для взрослых
Еще на старте фестиваля для нас, журналистов, собрали всех участников – вопросы задавать. В числе первых я поинтересовался у гостей: мол, есть заблуждение у обывателей, что театр кукол только для детей, однако это не так, почему взрослые тоже должны быть зрителями? Вопрос был непростой. Ответ искали вместе.
– Наши театры в Казахстане пытаются развеять этот стереотип, – отметила Анар Еркебай, председатель Объединения театральных критиков Казахстана, профессор Казахской национальной академии искусств. – В свое время кукольные театры действительно работали активнее с детьми. Тот же ТЮЗ – для молодежи, драмтеатры – для взрослых. На самом деле вы правы, театр кукол сегодня для всех возрастов. В последние десять лет наши кукольники ставят постановки и для взрослой аудитории. Шекспир, Айтматов, Чехов, Достоевский, Гоголь – этот материал идет именно на кукольных сценах!
– Я не один десяток лет работаю в таком театре, – продолжила Негора Казакова, актриса высшей категории Андижанского областного театра (Узбекистан), – и к нам каждый раз приходят дети с родителями. Спектакли у нас самые разные. При этом даже когда постановка «6+», взрослые смотрят с удовольствием. Считаю, что наше искусство, оно для всех. Нам родители, выходя из театра, говорят спасибо за то, что им дали возможность снова побывать в детстве, счастливом и беззаботном! И это очень приятно.
– Взрослый человек пойти в театр кукол может по двум причинам, – попробовала ответить на мой вопрос Марина Юдже, турецкая актриса, руководитель театра Tempo, директор Международного фестиваля театров кукол в Анкаре. – Во-первых, если ему интересна философия самого вида искусства, а во-вторых, чтобы узнать для себя что-то новое. Например, что значит Шекспир в кукольном варианте? Если ему это интересно, он придет. Да, дети играют в игрушки, а значит, им ближе и театр кукол. Но для взрослых такое творчество, как шоковая терапия. У нас, в Турции, далеко не все идут на спектакли даже для взрослых. Главное – заинтересовать. Бывало, скажу знакомым: а вы хоть раз придите в театр. Зато потом, когда они выходят со спектакля, совсем другие глаза, они даже мыслить начинают иначе. На своем фестивале в Анкаре мы дневные спектакли ставим для детей, а вечерние – именно для взрослых. Аншлаги и там и там!
Всё ОК
Необычный ход для привлечения внимания к фестивалю сделали организаторы. Церемонию открытия провели под открытым небом, на центральной площади Костаная. Но! Перед этим организовали парад театров. Эдакое шествие делегаций по центральному проспекту. Безусловно, тем самым пополнив количество зрителей в залах. Лично видел и слышал, как подходили костанайцы и гости города к театральным кассам перед спектаклями: «Увидели шествие, решили, что придем обязательно на фестиваль!».
Одним из самых жизнерадостных гостей был представитель Китая, мистер Чинг Чун Фай. Его детская улыбка всегда была при нем, искренняя. Он радовался вниманию каждого, кто хотел с ним сфотографироваться или о чем-то спрашивал. Его постоянными спутниками были тростевая кукла-поросенок и… большой палец ОК, словно палец великана. Да, он тоже как отдельный персонаж жил своей жизнью, кочуя по рукам особо интересующихся костанайцев. Мистер Чинг представил на фестивале кукольное шоу «Китайская история». Причем без единого слова. С возрастной категорией «4+». И все было понятно, хотя его материал связан с историей Китая. Не каждый из нас ее знает настолько детально. Но благодаря актерскому мастерству гостю удалось сорвать овации.
Кстати, о значении национальной идентичности в театральном искусстве зашла речь и на этом фестивале. В частности, о том, что в последние годы стала актуальной тема национальных традиций на сцене. Участники отметили, что процессы глобализации не обходят стороной даже кукольные театры. Наоборот, им через свою историю, традиции и обычаи своего народа бывает гораздо легче достучаться до сердца зрителя. Хорошо поставленный материал на сцене, связанный с теми же народными сказками, как заверили иностранцы, всегда находит отклик.
С надеждой на традицию
Вот и казахстанские театры, которые привезли в Костанай свои постановки, связанные с историей нашей страны, с первых минут захватывали внимание зрительного зала. Среди таких – труппа кукольных артистов Кызылординского академического музыкального драматического театра им. Нартая Бекежанова. Они привезли спектакль «Бей, дубинка». Очень поучительная история, которую написали современные сценаристы на основе известной казахской сказки. Если вкратце, то она о том, что не всегда добрым, подчеркну, взрослым людям, стоит доверять маленьким детям. Последние, увы, могут проявить далеко не лучшие свои качества… То барашка украсть, то скатерть-самобранку. Но ничего – и на них нашлась дубинка, проучила маленьких прохиндеев.
Внимание гостей из дальних стран привлекли декорации – большая юрта в полном национальном убранстве. Кызылординцы ненавязчиво, словно делая паузы в сюжете, представили и казахские предметы быта, рассказали и о домбре, о национальных обычаях. Эдакий экскурс для гостей. Сработало: последние смотрели и слушали с открытыми ртами.
– Этот спектакль новый, только второй сезон он в репертуаре, – рассказала Куляш Жанмуратова, руководитель кызылординской кукольной труппы и режиссер. – Нашему кукольному театру уже больше 20 лет. За это время наработали большой багаж постановок. Рассчитываем и на трехлетнего зрителя, и на 16-летнего. Костанайский фестиваль – отличный повод посмотреть на работу других театров, поучиться друг у друга. Надеемся, что он станет традиционным.
Немного закулисья
Обычно в таких спектаклях куклами управляют и приводят их в движение люди, кукловоды. Дергают ли за ниточки или надевают их на руку. Сейчас нередко стали применять автоматические механические устройства, эдакие куклы-роботы.
А в целом, напомним, среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол – это перчаточные, тростевые и кукольные конструкции, управляемые снизу. Актеры обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком.
2. Театр низовых кукол – марионетками управляют сверху с помощью ниток, прутов или проволок. Раньше кукловоды скрывались от зрителей верхней занавеской, но сегодня, наоборот, видны нам, тем самым подчеркивают сложность управления конструкцией.
3. Театр срединных кукол – там, где кукловоды внутри кукол больших размеров. К числу таких относят и кукол в театре теней. В таких театрах живые люди обычно не видны зрителям, так как находятся за экраном, на который проецируют тени от плоских или объемных кукол-актеров.
И все эти виды были представлены на нашем фестивале KOSTANAY PUPPET LIFE – 2025. Причем как в чистом виде, так и в комбинированном варианте.
Оживляющие тень
Одним из самых необычных стал театр ТОХОТ из Челябинска. Расшифровываем: театральное объединение художников, оживляющих тень. Лично я такого соединения современных технологий и актерского мастерства не встречал. Вот и взрослые в зале во время спектакля «Зверский детектив. В логове волка» не сразу поняли замысел челябинцев. Зато дети восприняли на ура. Каждый ребенок в зале снимал происходящее на свой мобильник, периодически повторяя: «Ух ты ж!».
Представьте: на сцене огромный экран, на котором появляются живописные картинки, разноцветные, словно декорации. А героями постановки стали куклы-животные, вырезанные из бумаги, маленьких размеров. Кукловод, находясь здесь же, на краю сцены в эдаком театральном киоске, размещал их на подсвеченном столе, двигал ими благодаря тросточкам, их руками, ногами. И эти двигающиеся тени проецировали на экран. Причем человек не только управлял героями, но сразу же и озвучивал разными голосами, рассказывая свою историю. В итоге на сцене действительно оживляли тени… И сказка сказывалась!
Всем этим чудом управлял Сергей Сёдерберг, человек-оркестр – кукловод, актер, продюсер, композитор, режиссер театра.
– При всей технической сложности интерес к таким постановкам действительно проявляют, прежде всего, дети, – подтвердил он, – хотя и взрослые, поняв что и как, приходят на наши спектакли. Такая подача материала удобнее для гастролей, переносить все это проще, чем тяжелые декорации. А с точки зрения искусства играющих кукол, применения выразительных средств, приемов – это еще не исследованная «земля» для творчества. Соглашусь, что это прорыв для театра кукол. Плюс мы работаем с уникальной технологией, которую сами разработали, получили патент. Мы перевернули театр теней с вертикальной плоскости в горизонтальную. И получили преимущества: если раньше теневую куклу должны были анимировать два-три актера, то сейчас один актер может управлять всеми куклами, а я еще их и озвучиваю. Это очень интересно! Как бренд, ТОХОТ появился в 2021 году. И надеемся, что будем расти дальше!
Один из членов жюри заметил, что за последние годы изменилась специфика кукольного театра как такового:
– И это во всем мире. Расширяют его возможности, – подчеркнул Мухамадулло Таваров, театровед, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института культуры и информации минкультуры Таджикистана, кандидат исторических наук. – И сегодня в репертуаре каждого театра кукол есть спектакли, которые рассчитаны на разные поколения зрителей. Если родители сами не поймут значение такого театра, не полюбят его, то они и своих детей не приведут. А совместное посещение спектаклей, семейное, подтолкнуло артистов к тому, чтобы пересмотреть свои подходы к постановкам, ставить именно для взрослых. 50 лет назад живой план для кукольника был нереальным, а теперь экспериментируют, выходят на сцену с куклами и артисты. Как-то у Маршака спросили: «Что значит писать для детей?». Он ответил: «Это то же самое, как и для взрослых, только в десять раз лучше».