Костанай может стать первым в Казахстане центром производства не просто современных машин, но и создания их гибридных моделей.
Компромиссный вариант
В областном центре идет к завершению строительство нового автозавода KIA. Сначала здесь будет действовать полноценное серийное производство трех моделей, а в дальнейшем их станет 12-13, включая и гибридные. Правда, пока еще не известно, какие конкретно гибридные модели будут выходить из ворот автозавода, но данный грандиозный проект включает создание современного автоматизированного предприятия с высокоразвитой локализацией производства компонентов. А это предполагает, что в дальнейшем гибрид почти стопроцентно сойдет с конвейера, поскольку завод будет собирать различные модели.
Тут надо учитывать, что в Казахстане укрепляется тенденция роста продаж гибридных машин. Их популярность растет благодаря сочетанию экономичности и надежности. Растет, несмотря на более высокую начальную стоимость и сложности с ремонтом по сравнению с обычными бензиновыми авто. Этому не стоит удивляться, ведь авторынок трансформируется, активно развиваются новейшие технологии. И производители наращивают инвестирование в гибридные модели: совершенствуют существующие, создают новые, то есть предлагают покупателям больше выбора. Гибриды часто становятся эдаким компромиссным вариантом для тех, кто хочет экономить на топливе, но пока еще не готов полностью перейти на электромобили.
Выгодно ли?
Этим вопросом однозначно задаются автовладельцы, которые вдруг решили приобрести гибридную модель. Конечно, если слушать некоторых автопроизводителей, то легко можно сделать вывод, что гибридные машины – это самый правильный выбор. Но не будем повторять рекламные слоганы, а лишь скажем о некоторых возможностях этих авто.
Начнем с того, что гибрид сочетает в себе бензиновый или дизельный двигатель (ДВС) и электромотор (иногда несколько). Именно поэтому он в первую очередь вполне устраивает многих водителей. Ведь универсальность дает возможность в том числе не зависеть от зарядных станций, так как батарея заряжается от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или рекуперативного торможения.
К тому же такие машины обладают динамикой, ведь за счет комбинации ДВС и электромотора обеспечивается более быстрый разгон. Об экологичности, руку на сердце положа, мы, как рядовые покупатели, вспоминаем, конечно, не в первую очередь. Факт: такие машины производят меньше выбросов по сравнению с бензиновыми автомобилями. И не факт, что уже завтра мы не будем вынуждены с этим считаться гораздо серьезнее, чем сегодня.
Символ статуса
Да, это понятие сегодня однозначно относится к гибридным машинам. И хотя число факторов реальной практичности у них, скажем честно, ограничено, но, повторяю, производители научились подавать их как экологически чистые и передовые транспортные средства. К тому же гибридные версии дороже обычных авто, что дает основания делать их флагманами модельных линеек. А это тоже способствует высокому статусу.
В некоторых странах гибриды уже стали вытеснять из производственных программ обычные машины с ДВС. Поэтому все больше бензиновых авто сегодня безальтернативно имеют электрический довесок. Почему так? Одна из главных причин – борьба за экологичность транспорта. На ее фоне автопроизводители таким образом снижают среднюю цифру вредных выбросов для своей продукции. Хотя у этой чистоты имеется обратная сторона – потребитель имеет все меньше возможностей выбрать себе топливную машину без дополнительного электропривода.
«Владелец гибрида уже не сядет на «бензинку»
Столь категорично недавно заявил мой товарищ, который полтора года назад приобрел китайский гибридный Geely Monjaro. Замечу, что примерно так же он мне говорил, когда еще только начал объезжать этого полуэлектрического коня (а обошелся он почти в 19 миллионов тенге).
Ну ладно, думалось тогда, это у него явно сказывается восторг из-за мощного всплеска полученных впечатлений, которые всегда дают авто с электродвигателем. Причем он подчеркнул, что в 2023 году именно эта машина стала фаворитом с учетом цен и статистики продаж. Мол, сам понимаешь, плохой автомобиль никогда не станет продаваемой моделью. С этим, конечно же, не поспоришь. Да и не было желания пытаться опровергнуть такое мнение, если видишь искреннюю радость человека.
Но теперь электронный одометр его гибрида уже намотал свыше 12 тысяч километров. Однако отношение к этому авто у товарища, осталось прежним. Более того, возросла уверенность сделанного выбора. Хотя признал, что не стоит слепо верить показателям расхода топлива, указанным производителем в характеристиках. Мол, фактически он больше. Но полученная в этом смысле выгода все равно очевидная. Допустим, буквально несколько дней назад он вернулся домой из поездки в гости к родственникам в Россию. Так вот, 1100-километровое путешествие он прошел на 60 литрах бензина АИ-95. И якобы запаса хода оставалось еще не менее, чем на 100 км.
Уверяет, что у него нет никаких проблем при техобслуживании машины: уже менял на одном костанайском СТО масло в двигателе и, разумеется, воздушные и масляный фильтры. Понятно, что это обычные расходные материалы, которые, как правило, не бьют по кошельку автовладельцев. А других поводов обращаться к техсервису у него не было. Что вполне понятно, глядя на сравнительно небольшую цифру пробега гибрида.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что мой товарищ – не любитель рыбалки и охоты, а уж тем более не увлекается экстремальными автопробегами. То есть, ему гибрид нужен для поездки по асфальтовым дорогам. Скажу больше: он не стал продавать свою предыдущую машину – старенький, но довольно крепкий дизельный минивен.
Берите то, что вам нужно
Да, гибридные автомобили помогают сократить расходы на топливо без потери привычного комфорта. Но эксперты предупреждают, что при покупке гибрида важно учитывать не только цену машины (а она, напомню, довольно большая), но еще и долгосрочные затраты.
Есть один нюанс, о котором редко говорят продавцы. С течением времени эффективность гибрида снижается вместе с деградацией батареи. Не будем категоричными, но, по мнению экспертов, батареи гибридных машин при грамотном обслуживании живут в среднем семь-восемь лет. Так что в этом автомобиле главная статья риска – замена аккумулятора, которая сегодня может обойтись владельцу в сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов.
Не надо забывать и об ограничении в инфраструктуре и сервисе: несмотря на растущее количество гибридов, ремонт и обслуживание таких систем требует большего числа квалифицированных специалистов, которых, увы, у нас не хватает. Между прочим, некоторые гибридные авто пока завозятся в нашу страну по параллельным каналам. А это также явно не способствует надежному техобслуживанию. Так что стоит прислушиваться к словам одного из специалистов, который рекомендует перед покупкой машины «пробить» ее прогнозируемую остаточную стоимость, чтобы не купить модель, которая быстро дешевеет.
В ЦИФРАХ
ПРЕСС-СЛУЖБА АССОЦИАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО АВТОБИЗНЕСА (АКАБ) СООБЩАЕТ, ЧТО НА 1 ИЮЛЯ 2025 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ НАСЧИТЫВАЛОСЬ БОЛЕЕ 523 ТЫСЯЧ ГИБРИДНЫХ МАШИН. ПРИЧЕМ В 2023 ГОДУ КОЛИЧЕСТВО ИХ ПЕРВИЧНЫХ РЕГИСТРАЦИЙ СОСТАВИЛО 1,7 ТЫСЯЧИ ЕДИНИЦ. В 2024 ГОДУ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ВЫРОС БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА ДО 5,7 ТЫСЯЧИ. А С ЯНВАРЯ ПО ИЮЛЬ 2025 ГОДА – 6,4 ТЫСЯЧИ.