«Ни один врач не хочет кладбища за спиной»

В Костанайской городской больнице начал работу клинико-диагностический центр. Об этом и не только говорим с и.о. главврача Куатом АЛЬМАГАМБЕТОВЫМ.

Спешим на помощь

– Куат Райханович, что вас сподвигло открыть такой центр при больнице?

– Желание помочь пациентам. Мы отметили большую загруженность областной больницы, длительность ожидания приема врача узкого профиля в поликлиниках. Наши специалисты ничем не хуже врачей в других медучреждениях, работаем по одним стандартам и протоколам. Вот и решили улучшить доступность медпомощи. Пока большого притока пациентов нет, ведь работаем первый месяц. Немногие еще знают о нашем центре.

– Чтобы прийти на прием к вашим специалистам, необходимо направление из поликлиники?

– Да. У нас единая медицинская цифровая система. Врачи на местах видят нашу очередь, могут записать пациента к нам. В таком случае примем пациента бесплатно. Нет направления – консультацию специалистов узкого профиля можно получить платно, записавшись предварительно по телефону 8-708- 475-15-74. Пока прием ведут десять врачей. Стоимость консультаций ниже, чем в частных клиниках – от 4,5 тысячи тенге. Мы как госорганизация, не можем завышать цену.

Все специалисты востребованные: нейрохирург, травматолог, сосудистый хирург, пульмонолог… Скоро присоединится врач-эндокринолог. Специалисты опытные, большей частью заведующие отделениями. Нейрохирург вообще нарасхват – запись на две недели вперед.

– Удобно ли совмещать консультации и работу в стационаре?

– Удобно, так как врачи сами составили график приемов. Знают, когда они должны подойти в центр. Центр, конечно, – громко сказано. Пока это два кабинета на втором этаже. Понятно, что к специалисту пациент приходит уже с определенными анализами, обследованиями. Перечень можно узнать у нас по телефону или у участкового врача. Конечно, мы можем сделать анализ у себя. Но за него нужно платить. К слову, было два случая, когда после консультации в нашем центре, мы экстренно госпитализировали пациента к себе в стационар.

Имидж всё

– Вокруг городской больницы сложился не очень положительный имидж. Хотя, справедливости ради, жалоб стало меньше.

– Я спрашивал тех пациентов, кто просится в областную больницу: чем там лучше? Протоколы диагностики и лечения одинаковые. Знаете, что мне отвечали? Условия нахождения лучше.

– Речь о сервисе?

– Да. Начнем с палат – просторные. А у нас? Здание 1959 года постройки, деревянное и реконструкции не подлежит. По всем СНиПам не подходит под современные условия. Сравните даже каталки советские и современные. Они разные. Раньше были носилки и каталки шириной 60 см и входили в дверной проем. Сегодняшние 80-90 см, то есть не проходят в старые дверные проемы. Соответственно, необходимо их расширять. К тому же раньше не было КТ, ангиографа, УЗИ – все это требует дополнительных квадратных метров.

Город растет, больница нужна современная. Когда это здание строили, население города было 80 тысяч человек, сегодня – 280 тысяч. Хотя, думаю так: если человек болен, ему без разницы, где лежать, главное – чтобы помогли. И наши доктора ответственно подходят к своей работе.

Верю не верю

– Как ситуация с кадрами?

– Есть дефицит реаниматологов, нейрохирургов, интервенционных кардиологов. В прошлом году к нам пришли неврологи. И неврологическое отделение активно внедряет современные методы. Пациенты хвалят врачей.

– Молодые специалисты сегодня с иным взглядом на лечение. Получается дружить со старожилами?

– Дружно живем. Молодые всегда приносят новшества. Те, кто давно работает, все же мало выезжают. Младшее поколение показывает старшему, что знает и умеет. Молодежь не пугают резкие изменения в жизни, легко принимают ноу-хау.

– И все же почему многие пациенты не доверяют отечественным больницам?

– Недавно на обходе разговорился с пациентом. Мужчина планировал оперироваться в Узбекистане и готов был отдать больше миллиона тенге. Но в итоге здоровье прижало, лег к нам, мы его прооперировали бесплатно. Всем доволен. Я ему говорю, вы понимаете, что методы лечения и операции стандартные, вам там за эти деньги просто дали бы просторную палату, телевизор. Даже кровать многофункциональная была бы такая же, как и у нас.

Пациентам и родственникам надо доверять лечащему врачу. По своему опыту скажу: ни один врач не хочет кладбища за спиной. Он искренне готов помочь пациенту. Но нужно и понимать, что доктор – не бог.

А еще наши врачи не умеют себя защищать – отзывы в соцсетях, порой необоснованные, влияют на репутацию врача и больницы. А вы уверены, что это правда? Часто люди искажают информацию, ссылаются на какие-то разговоры…

Новая формация

– В последние годы создаются ассоциации по защите прав медработников, активно работает профсоюз. Встает вопрос порой и физической защиты медиков.

– Вы о случае с фельдшером скорой помощи? Люди должны понимать, что мы, медработники, всегда стараемся сделать все, что можем для спасения человеческой жизни. Увы, сегодня не знаешь, чего ожидать от родственников пациентов. И у нас были в больнице случаи, когда оскорбляли и проклинали врачей. И это расстраивает.

– Почему, как думаете, такое происходит?

– Объясняем, что не все болезни можно вылечить. Ну нельзя завести почки, если они исчерпали свой ресурс. Не понимают. Я считаю, что многие уже приходят негативно настроенные, так как впитывают неприятную информацию о медиках и системе здравоохранения. Так что нужно менять отношение общества к медицине. Вспомните ковид. Как наших врачей уважали, когда всем потребовалась помощь. А ведь поначалу толком и не знали, что за вирус, как его лечить. Нам спускали иностранные протоколы, мы их под себя адаптировали. Тогда не спрашивали, сколько за это заплатят. Мы просто делали свою работу.

Есть еще один момент. Например, пациенту ставят диагноз острый пиелонефрит. Пока сидит в приемном покое, он весь Интернет прошерстит и обязательно найдет симптомы осложнений. У нас, студентов медвузов, было такое понятие, как синдром третьекурсника. Как раз на этом курсе начинается изучение болезней, и каждый студент находил у себя кучу болезней. Но, простите, кто лучше понимает в болезнях? Пациент или дипломированный специалист? Если даже врач в диагнозе сомневается, у него есть старшие коллеги, заведующие отделениями, можно, в конце концов, собрать консилиум специалистов разного профиля.

Есть куда расти

– Что в планах на этот год?

– Стараемся по чуть-чуть обновлять оборудование в разных отделениях. Мечтаем об эндоскопической стойке. Вот у меня лежит проект нового приемного покоя. Между ним и травмпунктом есть территория около 200 квадратов, которую можно использовать. Сегодня наш приемный покой 18 квадратов. Предварительная стоимость реализации проекта 100-120 миллионов. Предстоит пройти экспертизу здания. Зато потом будет для пациентов просторный зал, поставим телевизор, кулер, перенесем ресепшн. Думаю, люди оценят.

У докторов есть возможность развиваться и расти профессионально. Хоть в научной среде, хоть в практической. Врачи просятся на учебу – соглашаюсь с условием: должны что-то новое привезти. Сейчас на двухнедельных курсах завтравматологией с ординатором в Караганде. Планируем внедрять новые операции.

Понимаю, Москва не сразу строилась. Шаг за шагом поднимем статус городской больницы. Коллектив у нас отличный.

Автор фото Сергей Миронов