О чём расскажет карта

Сёла, как люди, рождаются и умирают. Стремясь дать населенным пунктам новые названия, инициаторы порой не удосуживаются заглянуть в старые документы.

Порой «исторического наименования» никогда и не было. А настоящие исторические забыты. Помнят о них лишь старые карты.

Когда Кушмурун был морем

Топонимика – лишь раздел ономастики. Она не о том, во что бы переименовать. Она о том, как назывались прежде местности, водоемы, поселки.В Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина хранится любопытный и ценный документ – схематическая карта Петропавловского уезда Акмолинской области 1912 года. Она давно отсканирована и доступна в Интернете. Карта цветная, исполнена от руки, пером
и тушью. Масштаб: 20 верст в одном английском дюйме. Картограф использовал не только принятые в то время условные знаки и обозначения, но и различные размеры и виды шрифтов. Названия сел – одним почерком, областей – другим, заголовок карты – третьим.

Чем данная работа любопытна для нас? Тем, что часть нашей современной Костанайской области в 1912 году относилась к Акмолинской. Это значительная территория нынешних Узункольского, Сарыкольского и Карасуского районов. Подавляющего числа указанных на карте сел уже не существует, либо сейчас у них другие имена.

Практически все озера носят казахские наименования, и идентифицировать их сложно еще и потому, что они зачастую искажены. Например, озеро Койбагар на карте значится как Койбочар, а озеро Кушмурун называется Тениз, что в переводе означает «море».

Где волка убили

На карте особо крупным шрифтом и двойным подчеркиванием помечены поселки с волостным правлением и церковью. Это Всесвятский (ныне Сарыколь), Ново-Покровский, Федоровский (ныне Федоровка Узункольского района) и Рясский (теперь Ряжское). Во Всесвятской волости мы видим огромное количество сел с неведомыми сегодня наименованиями: Талаз-Узюк, Контай, Карамайнаткан, Джаукошты, Байгаска и многие другие. По дороге в Кустанай можно было, наверно, увидеть, такие поселки, как Чуваши и Сиыр-Ульген (15-20 км от Сорочинки). По всей видимости, до революции особо не стремились к тотальному переименованию всего и вся.

Массовая ономастическая кампания развернулась в 1920-е годы, с учреждением колхозов и мясомолочных совхозов. И если первые были формой коллективной собственности и еще кое-где сохраняли традиционные названия, то совхоз являлся чисто государственным хозяйством и получал совершенно новое, идеологически выдержанное имя. Например, в Кустанайском районе существовал совхоз Свиновод. Или же нумеровали, как в Джетыгаринском районе – совхоз №492.

На карте 1912 года есть список участков, открытых для заселения. Здесь мы видим как знакомые названия: Александровский, Татьяновский, так и уже преданные забвению: Каскыр-Соккан, Кинетбай-Чилик, Джакоб-Сасык. Некоторые топонимы легко поддаются переводу и иллюстрируют, чем место было знаменито. Например, Каскыр-Соккан – там, где кто-то убил волка, да видно не простого, а особо знаменитого, как Серый Лютый у Мухтара Ауэзова. Сиыр-Ульген – место, где произошел массовый падеж крупнорогатого скота. Может, вода плохая там или трава, кто знает.

В деталях

Административные потрясения начались после революции. Петропавловский уезд переходил из состава в состав областей неоднократно. В какой-то период Акмолинская область стала именоваться Омской, затем снова Акмолинской, а в 1921 году Всесвятский уезд и вовсе перешел в состав Кустанайской губернии.

В 1923 году его официально не стало. Точнее, переименовали декретом ВЦИК за подписью председателя Михаила Калинина согласно ходатайству ЦИК Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики. Поселок Всесвятский стал Урицким, Всесвятский уезд, соответственно, Урицким уездом. Председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий при этом к нашим местам никакого отношения не имел, но из песни слов уже не выкинешь.

Любопытно, что карта Петропавловского уезда в деталях немного расходится с другой известной картой – Акмолинской области 1912 года, составленной картографом А. Яковенко. На этой карте уже есть села Севастопольское, Крыловское, Ермаковское (Сарыкольский район) и Воскресенское (Узункольский).

Эта же карта опровергает легенду о том, что нынешняя Варваровка названа так в честь некой первой председательницы колхоза, убитой кулаками во время продразверстки. В 1912 году станица Варваринская уже
существовала.