ОБСУЖДАЕМ ТЕМУ:
1. Дедлайн всё ближе.
2. Со скоростью в 5 тысяч евро.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Сергей ЖАЛЫБИН, член Совета сенаторов РК, доктор юридических наук.
2. Снежана КОНЦЕВИЧ, гость рубрики (Франция).
С. ЖАЛЫБИН: «Лишиться партнёров – риск не меньший, чем санкции»
– Сергей Михайлович, наша страна попала в список пошлин от Трампа, которые вступают в силу с 1 августа, если настроение американского президента снова не изменится в ту или другую сторону. Могли мы это предвидеть, когда вступали во Всемирную Торговую организацию? Имею в виду односторонность рестрикций к странам и к «пингвинам», как порой язвят аналитики. Мировая торговля живет без законов и оборонительных механизмов в случае их нарушения?
– У Казахстана была четкая цель, когда мы еще только планировали вступить в ВТО, а это было не единогласное стремление: например, отечественные товаропроизводители хорошо понимали, что их ждет конкуренция со всем торговым миром. Особенно аграрники переживали за субсидии, так как ВТО жестко ограничивает государственную поддержку АПК. Политическая оппозиция имела свои козыри в этом вопросе, но в целом настрой был позитивный, власть трактовала членство в ВТО как историческое достижение. С 2016 года мы в числе стран, участников этой организации, сегодня их более 160. Честно скажу, что не знаю, передумали бы мы вступать сегодня. Тогда желание следовать принципам ВТО основывалось на таких китах, как честная конкуренция, низкие торговые барьеры, контроль над соблюдением правил, свободные потоки продукции. Казахстан получил возможность напрямую участвовать в обсуждении глобальных проблем, а также перспективах развития мировой торговли. То есть мы стали равноправным игроком на глобальной торговой площадке.
– У нас, как у развивающегося государства, были льготы?
– Да, Генеральным соглашением по тарифам и торговле от 1948 года, которое является основополагающим документом ВТО и с небольшими изменениями действует до сего дня, льготы на нас распространялись, и это тоже привлекало. Нам дали «переходные» периоды, чтобы адаптироваться к требованиям Организации: в промышленности, сельском хозяйстве, банковской деятельности и так далее. И, наконец, хотя и с определенной натяжкой, мы в рамках ВТО можем, а точнее, могли бы, рассчитывать на отсутствие дискриминации со стороны мощных в экономическом плане государств. В целом установки ВТО до недавнего времени соблюдались всеми членами данной Организации. Однако наступил момент хаоса, имя ему – произвольное манипулирование таможенными пошлинами со стороны США. Этот прием, имею в виду пошлины, в одностороннем порядке перечеркивает, если называть вещи своими именами, все международные соглашения, на которых основывается деятельность ВТО.
– При этом Организация безмолвствует.
– Многих это, мягко говоря, удивляет. Почему ВТО не реагирует и не принимает к инициаторам запредельных пошлин санкций для понуждения к соблюдению правил ВТО? А все дело в том, что у нее нет ни правовых, ни экономических рычагов для воздействия на нарушителей правил. Орган по разрешению споров существует, в его состав входят представители всех членов ВТО и группа экспертов, готовящих свои выводы и предложения по спорным проблемам. Но все ограничивается указаниями на неправомерность действий того или иного государства. Установив нарушение, Экспертный совет может порекомендовать ответную реакцию в виде повышения встречных пошлин. Именно это мы наблюдаем сегодня, когда США диктуют свои условия всему миру, но на равных с ними, за исключением Китая, конкурировать никто не может.
– О личностях в командной верхушке Организации широкой публике ничего не известно. Насколько они влиятельны?
– Могу сказать о том, что Секретариат ВТО осуществляет административное руководство этой организацией, но в решение общемировых торговых проблем не вмешивается.
– Между тем на кону стоит еще одна дата – 2 сентября. После которой страны, связанные с Россией торговлей углеводородами, получают стопроцентные пошлины, если не откажутся от «русской нефти» и если война через означенные 50 дней не закончится. Китай, Индия, Бразилия уже сказали Трампу «нет». Чем ответит Казахстан? Выходом из ЕАЭС и ШОС? Отказом от партнерства с БРИКС? Отовсюду, где есть Россия?
– Нам, как и другим странам, покупающим нефть в России, вторичные санкции «светят», но в публичном пространстве Казахстан пока индивидуально не «склоняют». Со стороны ряда отечественных экономистов, аналитиков и политологов уже звучат предложения о выходе из ШОС, ЕАЭС и БРИКС. Но даст ли нам такой шаг какие-либо преференции? Не думаю, что отказ от сотрудничества пойдет нам на пользу. Нынешнюю ситуацию нужно условно разделить на две составляющие: политическую и экономическую.
Политический аспект этой темы очень важен: вступая в члены ШОС, ЕАЭС и в качестве партнера в БРИКС, Казах стан, прежде всего, стремился утвердиться в качестве серьезного игрока на международной арене. Причем речь идет о равноправном членстве, где Казахстан имеет во многом доминирующее значение в качестве ведущего государства Средней Азии и, отчасти, Ближнего Востока. А разорвать экономические связи, к примеру, с Россией или Китаем, на мой взгляд, риск не меньший, чем вторичные санкции. Несмотря на то что Россия уже несколько лет находится под санкциями, мы ввозим оттуда нефть, благодаря чему казахстанский бензин на четверть дешевле российского.
Этот простой пример показывает, что дискриминационные меры давления, используемые США против неугодных, провинившихся или дружных не с теми, с «кем надо» стран, неэффективны против законов рынка, которые и диктуют свои условия в международных торговых отношениях.
_________________
С. КОНЦЕВИЧ: «Жилеты» уходят по-английски, а возвращаются по-французски»
– Снежана, французам обещают «белый год» – без индексации пенсий, пособий, налогов. Об этом заявил премьер-министр Франсуа Байру. Цель – поправить финансовую дисциплину, остановить расходы. Мировые медиа цитируют Байру: «Расходы растут со скоростью 5 тысяч евро в секунду». Сильная метафора, как вы считаете?
– «Белый год» на самом старте столкнется со шквалом французского скепсиса, подпадать под который власти должны остерегаться. Говорю об этом с позиции обычной семьи. На бытовом уровне снижение уровня жизни обсуждают не как экономическую необходимость, а как попытку затянуть пояса за счет обычных граждан. Это крайне непопулярно во Франции.
– Объяснить меры правительства можно не только экономической, но и политической необходимостью. В мире неспокойно.
– Предложенные правительством меры спокойствия не добавят. Могут возникнуть волнения. Никому не надо напоминать о протестах «желтых жилетов», они с повестки дня уходят по-английски, а возвращаются по-французски. Отказаться от привычных вещей только потому, что одно правительство сменяет другое, что у каждого премьера свои выкладки, люди не готовы. Одно дело понимать экономическую логику, другое – увидеть в ней справедливость. В данном случае одно с другим не совпадает.
– У оппозиционных политиков появятся новые козыри?
– Если оппозиционные силы не справятся с планами на «белый год», улица может взять это на себя, как это часто бывает во Франции.
_______________
ЗАМЕТКИ ВЕДУЩЕЙ
«Здесь одни пингвины прежде жили…»
Острова пингвинов США рассматривают как лазейки для обхода запретов. А где живут пингвины? В холодных водах, хотя есть исключения – Галапогосские острова. В остальном – сплошная антарктическая экзотика: Южная Георгия, Южные Сандвинчевы острова, а также острова Кергелен, Баллени. Уместно вспомнить советский шлягер «В Антарктиде льдины землю скрыли. Льдины в Антарктиде замела пурга. Здесь одни пингвины прежде жили, ревниво охраняя свои снега…». Пингвины живут и на субантарктических островах, и в Новой Зеландии, Южной Америке, Австралии…
Будет ли Трамп?
В Пекине 2 сентября состоится военный парад в честь 80-летия победы над Японией. Американские СМИ пишут, что в рамках мероприятия могут встретиться победители во Второй мировой и войне с Японией – лидеры Китая, США и России. В Москве эту информацию пока не подтверждают, но Путин в Пекине точно заявлен. Будет ли Трамп?