Казахстан считает такое положение дел в мире опасным.
Мины замедленного действия
Где их искать в мировой политике? На этот вопрос ответил Президент Казах стана Касым-Жомарт Токаев, выступая на прошлой неделе на площадке ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». В этом году форум был посвящен обсуждению роли Востока в глобальной политике. По словам главы Казахстана, «Азиатский век» – это факт, который подтверждается темпами прироста населения, ВВП, торговли, промышленного и высокотехнологичного производства. «Компании из Азии сегодня являются одними из мировых лидеров в сфере цифровых технологий. Страны континента обеспечивают более 50 процентов роста глобального ВВП, стимулируя международную торговлю и инвестиции», – отметил Касым-Жомарт Токаев. Казахстан расположен на перекрестке сразу нескольких цивилизаций, и это определяет его роль в мировой политике.
Президент отметил, что сейчас в Азиатском регионе существуют сразу несколько конфликтных точек, которые превратились в геополитические «мины замедленного действия», и которые мешают развитию региона. Это, по его мнению, Корейский полуостров, Южно-Китайское море, Кашмир, Афганистан, Йемен, Сирия, зона палестино-израильского конфликта, ситуация вокруг Ирана. Касым-Жомарт Токаев отметил, что существует острый дефицит доверия и диалога между главными региональными игроками:
– Сегодня мы видим «лоскутное одеяло» из различных двусторонних альянсов, региональных и субрегиональных институтов. В Азии, как говорят в Китае, спят на одной кровати, но видят разные сны.
Без комплексного решения много гранных вызовов безопасности азиатское экономическое чудо может оказаться «колоссом на глиняных ногах». Без коллективных усилий вместо «азиатского века процветания» можно получить «азиатское Смутное время» с мрачными последствиями для всего земного шара.
По мнению Президента Казахстана, фокус противостояния и дестабилизации в Азии может сместиться в сферу контроля над источниками пресной воды. Это связано с проблемой климатических изменений. Казахстан рассчитывает на совместную работу с другими государствами и международными институтами, чтобы не допустить конфликтных ситуаций.
Одним из важных направлений работы, отметил Касым-Жомарт Токаев, является сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, который, по его мнению, «становится авторитетной экономической организацией».
Площадки для сотрудничества
Подтверждением этому стало заседание Евразийского межправительственного совета на прошлой неделе в Минске. Казахстан представлял премьер-министр республики Олжас Бектенов. Подписанные в Минске документы направлены на дальнейшее развитие объединения. В числе принятых решений – распоряжение о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государствчленов ЕАЭС по направлениям «Восток – Запад» и «Север – Юг». Должны усилиться механизмы поддержки кооперации в сельском хозяйстве. Бюджет ЕАЭС будет оказывать финансовую поддержку перспективных проектов. То же самое касается развития межгосударственных программ в промышленности. Премьер-министры объявили также о начале функционирования механизма прослеживания товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Параллельно с Межправительственным советом ЕАЭС в Минске прошло и заседание глав правительств Содружества Независимых Государств. Олжас Бектенов в своем выступлении подчеркнул, что СНГ остается надежной площадкой для сотрудничества и совместных взаимовыгодных решений. Общий товарооборот Казахстана со странами СНГ в прошлом году составил 37, 3 миллиарда долларов. Особенно вырос объем торговли услугами. Акцент премьер-министр Казахстана сделал на внедрении искусственного интеллекта, что позволит обеспечить рост экономик. Напомнил, что республика стремится в течение трех лет стать полноценным цифровым государством. Сегодня Казахстан занимает 24-е место в мире по развитию так называемого электронного правительства, и десятое – по онлайн-услугам.
По итогам заседания в Минске были приняты план мероприятий по реализации Стратегии экономического развития СНГ до 2030 года, а также стратегия научно-технологического развития на ближайшие 10 лет. Отмечается, что несмотря на различие во внутренней и внешней политике государств-членов СНГ, все они демонстрируют готовность к диалогу. Главы правительств собираются дважды в год.