…Верблюжий караван был в пути уже год. Еще столько же предстояло пройти до Средиземного моря. Наши степи, по которым величественно ступали «корабли пустыни», погонщики считали местом загадок. Здесь в 121 году до н.э. можно было встретить и спасительный зеленый оазис, и страшную песчаную бурю. Эту и многие другие истории сегодня вы сможете «прочитать», посетив уникальную выставку в Костанайской картинной галерее «Караван Великой степи».
Повторить подвиг
Великий Шелковый путь стал главным проектом не одного года, а многих столетий. Он действовал со II века до н.э. Тогда караванные маршруты проходили из Китая в Европу через территории современного Казахстана, Киргизии, Монголии, Индии, Турции, Ирана, Греции. Первый верблюжий караван с шелками и бронзой был отправлен в Ферганскую долину в 121 году до н.э. В нем было около 500 навьюченных животных. Позже в одном караване можно было насчитать до шести тысяч верблюдов. Они шли по десять тысяч километров. И путешествие длилось годами.
Сколько бы ни спорили историки разных стран о значении Великого Шелкового пути, но все единогласно признавали: он сыграл важную роль в создании современного мира. Протоптанная верблюжьими ногами магистраль соединяла Азию, Ближний Восток и Европу. Тысячи лет по этому пути шли экзотические товары, новые технологии, армии завоевателей и гениальные идеи. Он помогал строить империи и разрушать их, вел к великим открытиям и ковал прочные связи между людьми далеких стран.
Караван творчества
«Мне нравится манера письма, цветовая гамма, очень красиво! – в числе первых посетителей новой выставки высказался Николай Торшин, один из выдающихся и старейших мастеров изобразительного искусства Костанайской области. – Столько глубокого смысла в каждой работе!».
«Караван Великой степи» – передвижная выставка казахстанских художников (в основном из Астаны), которую привезли в картинную галерею Костаная. Столичные живописцы замахнулись больше чем на одну страну. Они решили и организовали путь этой выставки, географически повторяющий тот самый Великий Шелковый путь. Эдаким караваном творчества они пройдут через весь Казахстан, а затем побывают в Киргизии, Узбекистане, Азербайджане, Турции, Китае, Японии и так далее…
Выставка международная по своему предназначению. Потому и авторы постарались вложить в нее многое, показав историю древнего торгового маршрута, отразив многовековое наследие Великой степи. Среди них и мастера живописи с большим опытом, и молодые художники. Это Бахытнур Бурдесбеков, Адилгали Баяндин, Вячеслав Ли, Умит Жубанышева, Айткуль Тасмагамбетова, Камилла Жапалова, Табигат Кужимбаев, Нурбек Жардемов.
Что на полотнах? Прежде всего, образы кочевой культуры, сцены жизни на пути караванов, символы дружбы и сотрудничества между народами Евразии. Экспозиция выставки создана с целью подчеркнуть культурное разнообразие и глубокие исторические связи стран Великого Шелкового пути. Посетители выставки увидят уникальное сочетание традиционного искусства и современных интерпретаций культурного наследия.
Цвет – это музыка
Экспозиционный караван начал свое путешествие в Астане, после побывал в Петропавловске, теперь – в Костанае. Стоит заметить, что помимо широкомасштабных работ, представляющих кочевую жизнь караванщиков, есть и картины, в которых авторы закодировали прямую связь далекого прошлого и дня сегодняшнего. Одна из таких – «Беркутчи-дрон». Возле этой работы-загадки костанайские зрители на открытии выставки спорили, пытаясь разгадать, что же хотел сказать автор. Вроде батыр, скачущий на коне, но с руки у него взлетает в небо не птица, а дрон. И таких полотен немало.
Одним из самых плодовитых художников на новой выставке стал Адилгали Баяндин. Его авторство на работах можно было узнать по индивидуальному стилю мазков. Он создает словно трехмерное пространство. Рассматривая одну и ту же картину с разных точек, можно увидеть совершенно разные образы, разное настроение.
– Я работаю на цветовую гамму, – пояснил автор. – Цвет – это музыка, цвет – это поэзия. Нельзя рассматривать по отдельности цветовые решения в той гамме, которая складывается в одной работе. Ты, как композитор, пишешь мазками ноты, а в целом звучит симфония.
На его полотнах действительно есть ощущение Великой степи – будь то «Мир кочевников», «Счастье матери», «Сарыарка», «Жайлау». Он погружает не просто в историю, а будто на машине времени переносит в те времена. «Я, конечно, лирик по натуре, редко пишу драму, – признался «КН» Адилгали Баяндин. – Люблю романтизм в искусстве. Поэтому и оттенки выбираю теплые, жизнерадостные. У меня много женских образов. При этом пишу портреты с натуры. Уже потом их использую в сюжетных композициях. Правда, многие потом видят в них себя. Так, например, «Смуглая девушка». Кто только не спрашивал: мол, вы с меня нарисовали?! Уверен, и в Костанае найдутся те красавицы, кто увидит в ней себя!».
Краски наш герой не жалеет, мазки очень крупные, жирные, объемные. Возможно, как он нам признался, сказывается то, что в прошлом, до 2013 года, он был строителем. «Я не жду месяцами и годами вдохновения, а просто прихожу в мастерскую и работаю. Меня уже сами краски вдохновляют!».