Возраст имеет значение… И цена

Владельцы «пожилых» автомобилей теперь получат скидку при уплате транспортного налога. А для покупателей дорогих машин – дополнительный акциз.

30 млрд тенге

Глава государства в июле подписал новый Налоговый кодекс. С 1 января 2026 года в числе прочего будет снижен транспортный налог для физических лиц, владеющих авто старше десяти лет. В частности, предусматриваются разные коэффициенты для легковых машин в зависимости от срока эксплуатации: для авто от 10 до 20 лет – снижение налоговой ставки на 30%, а для тех, которые старше 20 лет – на 50%.

По данным Бюро национальной статистики, в мае в нашей стране насчитывалось почти 5,5 млн легковушек. Возраст большинства из них (около 4 млн единиц) уже перешел десятилетнюю планку. И в Министерстве нацэкономики заявили, что уменьшение транспортного налога позволит оставить в карманах граждан примерно 30 млрд тенге.

Кто этому не радуется?

Есть такие люди! По их мнению, нововведение станет препятствием для обновления авто. И некоторые эксперты считают, что налоговые льготы могут иметь обратный эффект, поскольку идут вразрез с мировой практикой. Они ссылаются на ряд стран, где владельцы старых машин платят больший транспортный налог, чем хозяева новых авто. Поэтому уверены, что принятые сейчас в Казахстане меры в налоговом законодательстве не мотивируют граждан покупать более современный и экологичный транспорт.

А еще эти эксперты заявили: мол, войдут в обиход 20-летние джипы. Но возникает вопрос: в какой стране эти люди живут? Дело в том, что 20-летние японские внедорожники были, есть, и, уверен, еще долго будут пользоваться большим спросом у казахстанских автомобилистов. Потому что эти машины – символы прочности и мощности. И эти качества, как правило, всегда перевешивают, когда на другой чаше лежат расходы на обслуживание и налоговое бремя.

Есть еще одно мнение: дескать, для более справедливого распределения надо заложить налог в стоимость топлива. То есть если автовладелец заправляет бензином машину с мощным двигателем, то и платит он соответственно дорого. А сейчас и тот, кто выезжает только в выходные, и тот, у кого машина сломалась и стоит, платят налог так же, как и тот, кто ездит очень активно.

В этих словах есть резон. Но тут, помимо плюсов, имеются и минусы. Неслучайно, что от этого спорного предложения уже много лет в нашей стране отказываются.

Дорогие авто – декларировать

Теперь нужно отчитываться перед государством за купленные машины стоимостью свыше 20 тысяч МРП. Потому что со следующего года вводят повышенное налогообложение для физических лиц акцизом 10% на дорогостоящую продукцию, куда входят и авто стоимостью свыше 20 тысяч МРП (78 млн 640 тысяч тенге). И данная норма вступает в силу ретроспективно – с 1 января 2025 года. А значит, что все машины, стоимость которых превышает указанную сумму, приобретенные как на территории нашей страны, так и за рубежом, придется декларировать. И декларацию о доходах и имуществе необходимо оформить по месту жительства (пребывания) не позднее 15 сентября года, следующего за отчетным календарным годом. То есть за 2025-й – до 15 сентября 2026-го и т. д.

Кстати, расширить действие нового акциза в 10% на предметы роскоши предложили казахстанские сенаторы. И с их легкой руки теперь будут взымать 10% от стоимости дорогих машин не только при их импорте, но и при продаже таких авто внутри страны.