Житикара – Ташкент: перчатка к перчатке

Почему узбекистанские боксеры на Олимпиаде в Париже стали первыми, а мы 43-ми?

Гости

В Житикаре четыре дня проходил турнир по боксу памяти героя Советского Союза Истая Ищанова. Турнир проводили уже в 25-й раз. На него приехал тренер и два боксера спортивной школы Юнисабадского района Ташкента. «Приехали, чтобы обкатать ребят», – поделился наставник Артем Арзумян.

– Отличается ли сейчас наш и ваш бокс?

– Мы все проповедуем игровой бокс. Но мы стали жестче боксировать, все ближе к тотальному боксу.

Турнир был интересен не только детским боксом со своей спецификой, но и сравнением школ. А для нас боксерский форум стал площадкой для вопросов.

Герой

Турнир собрал 184 участника и 19 команд из районов и городов области. Средний возраст боксеров – 14 лет. После парада команд и торжественных слов – минута молчания в память об Истае Ищанове. Звание Героя уроженец аула №3 (ныне Житикаринского района) получил за форсирование и удержание плацдарма на Днепре. Погиб 1 сентября 1944 года в ходе Сандомирской операции. В Житикаре помнят земляка – в городе есть памятник, улица, проводят большие соревнования в его честь.

«Бокс!»

Гонг и первый бой турнира. Частая смена дистанции, юные боксеры много двигаются, заходят-выходят, размашисто бьют и меньше защищаются. Вокруг слышатся крики тренеров и болельщиков. В конце концов судья останавливает бой ввиду явного преимущества боксера из Тобола.

В детском боксе досрочные победы не редкость. Судьи чутко реагируют на потерю концентрации и сильное утомление спортсменов. Детско-юношеские турниры – это не война, а учебный процесс. «И один бой стоит сотни тренировок» – выражение из бокса.

Школа мужества

– Прежде всего, дети учатся на подобных турнирах мужеству, – поделился в перерыве мнением Азамат Жумагулов, руководитель отдела спорта Житикаринского района. – Ребенок иногда впервые сталкивается со стрессом, зрителями и непредсказуемостью. Учится импровизировать, а не действовать по заученным схемам. После боя, даже проигранного, многие дети начинают тренироваться в два раза усерднее. Реваншизм – это ведь и боксерская черта характера.

– А как к нам приехали ребята из Узбекистана?

– Недавно команда из Карабалыкского района ездила на турнир в Ташкент. Пригласили местных боксеров к нам, они согласились. Думаю, все выиграли от этого.

Выбор есть

– Спасибо, все в Житикаре нравится. Проживание, питание, люди, – рассказал тренер из Ташкента Артем Арзумян.

– Говорят, что в Узбекистане цены значительно дешевле?

– Не сказал бы. Примерно равные.

– А зарплаты?

– У нас тренер в спортивной школе получает 350-400 долларов. Если он без достижений и успехов.

– Не так и много. А за счет чего ваша сборная по боксу тогда самая сильная на последних двух Олимпиадах?

– Много факторов – активное приглашение кубинских специалистов, например. Но я бы отметил большую конкуренцию в боксе, связанную с тем, что много ребят занимается. Есть из кого выбирать.

Выбора нет

– Наши ребята приехали из Узбекистана. Говорят, попали в СССР. Железные тренажеры, гири, штанги – все по старой классике. А результаты? Все хотят и занимаются. У нас все красивое, мы бываем на сборах, видим, как растет инфраструктура. И нет результата. Что случилось? Не знаю, – удивляется тренер Анатолий Пасмурцев.

Его воспитанник Адиль только что досрочно победил. Сразу после боя взял скакалку и стал прыгать.

– Победил соперника быстро. Теперь один раунд ему нужно проработаться, выработать потенциал, – объясняет Анатолий.

На Адиле толстовка UFC.

– Слышал, что популярный MMA сильно отвлекает на себя детей…

– Мы принимаем в бокс с 10 лет. Такие стандарты. Но сейчас очень много коммерческих секций, которые готовы заниматься с детьми с пяти лет. Главное, чтобы занятия оплачивались родителями. Казачий бокс появился – до смешного. И да – такие виды забирают на себя много детей. Выбора у нас все меньше и меньше. Плюс дети сейчас какие-то виртуальные. Нет этой уличной закалки. И ментально, и физически слабые детки растут.

Столп

У Житикары большие традиции в боксе. Ходишь вокруг ринга и встречаешь больших боксеров. Чемпион Азии Дмитрий Ахцигер сослался на занятость (он вел в ринг своего воспитанника) и ушел от разговора. Непобежденный профессиональный боксер Николай Шваб в дни турнира также находился не в США, а у себя на родине, в Житикаре. Но, видимо, посетил другой день турнира.

Зато мы встретили Владимира Грязнова, заслуженного тренера Казахстана. В Житикаре два заслуженных тренера. Также по-прежнему тренирует Батырхан Байжаркенов. Это как бы два столпа славного бокса Житикары.

– Владимир Семенович, после Олимпиады в Париже даже оптимисты признали кризис отечественного бокса. А в чем причина, на ваш взгляд?

– Теряются пацаны, которые могли бы боксировать. Люди взрослеют, женятся, устраивают быт. Так пути с боксом расходятся. А любительский бокс не особенно и зовет обратно. На мой взгляд, денежное финансирование в основе получает центр, а периферия боксерская остается без внимания. Одна из причин. Тот же Николай Шваб ищет себя в профессионалах. Там платят деньги.

Эхо

На последний бой первого дня турнира в ринг вышел чемпион Узбекистана, кандидат в мастера спорта 14-летний Тулаган Зиёджон. Высокий, сухой, с длинными рычагами – просто классический боксер по телосложению. Он вначале успешно держал на дистанции соперника. Но затем с азартом полез в ближний бой. Кажется, по количеству выброшенных ударов в последнем раунде Тулаган уступал, но был точнее. Он тратил свои силы рациональнее. Если проводить параллели, может быть, этим узбекистанский бокс отличается от нашего.

Житикаринец Ростислав Петров дрался в другой день. К сожалению, не удалось посмотреть на него в ринге и проверить услышанное мнение: «Ростислав в ринге похож на Дмитрия Бивола». Ростислав, как зритель, внимательно следил за боем Тулагана. В этот раз они были разделены канатами ринга. Последний гонг прозвучал, но эхо этого турнира, может быть, мы услышим в ринге олимпийском.

В турнире официально не определяли командные места. Но неофициально команда из Житикары стала первой, завоевав 11 золотых медалей.

Фото автора