Эту историю сначала посчитали выдумкой, больно уж странно все выглядело. И правда, за какой бы надобностью мог приезжать в Пресногорьковку Константин Симонов, без свиты, не заходя к начальству. Чего забыл он в селе, к которому в те годы и дороги-то приличной не было? Но точно приезжал, и повод был...
Работы было много...
Начну, пожалуй, с рассказа Эрика Викторовича Крейтера, работавшего в шестидесятые годы в быткомбинате села Пресногорьковка. Сейчас он живет в Германии, но согласился рассказать все, что знал. Рассказ его привожу практически дословно, чтобы не растерять деталей события и прочувствовать атмосферу тех лет. Итак...
"В 1976 году Эрик закончил Рудненское ТУ-10 по специальности «Слесарь по ремонту сложной бытовой техники» и его направили в Пресногорьковку, в его родные края. Разместили в деревянном доме, где в одной половине работал часовым мастером Николай Сергеевич Стулинцев. Мы оказались с ним в соседних комнатах, - пишет Крейтер, - но под одной крышей. Мы частенько заходили друг к другу в гости, работать было очень интересно и работы было очень много.
Н.С.Стулинцев
В первый месяц я выдал два плана, и мой шеф, который возглавлял в Ленинском филиал Кустанайского завода «Металлобытремонт», посетил меня в Пресногорьковке, оценил мою работу и пообещал прислать мне машину- бытовку. Сказал, что если я и дальше буду работать с такими результатами, то он уговорит кустанайского начальника приехать к нам и, возможно, выделит специально машину с шофёром для Пресногорьковки. Шеф уехал, а на второй день приехала бытовка из Ленинского и я решил работать по такому графику: вначале я объезжал деревни, расположенные не только в Казахстане, но и в РФ.
Два дня было выездных, в которые я принимал заказы у населения и привозил бытовую технику в мастерскую. Затем отпускал шофёра домой, а в оставшиеся дни недели ремонтировал её. На следующей неделе отремонтированную технику развозил клиентам и собирал следующую партию для ремонта. Работать стало ещё интересней".
Кто приезжал на «Волге»?
"И вот однажды, подъезжая к мастерской после очередного рейса по деревням, я увидел, как от нашей мастерской отъехала «Волга» чёрного цвета. Мне подумалось, что это был наш кустанайский шеф. Когда я вышел из машины около мастерской, меня окликнула старенькая бабушка, сказав, что поджидает меня уже около часа.. Она принесла в ремонт старую китайскую настольную лампу и попросила отремонтировать её прямо сейчас. Я не смог отказать старушке, пригласил её в мастерскую и в течение 15 минут устранил неисправность, не взяв с неё платы. Поломка была пустяковая. Она поблагодарила меня и ушла.
А мы с шофёром принялись разгружать машину. Когда из машины вынесли последний холодильник, я увидел, как старушка вновь пришла в мастерскую, но на этот раз к часовщику, к Стулинцеву. Я отпустил шофёра, рабочее время закончилось и я собирался идти домой, как вдруг ко мне зашёл сам Стулинцев и пригласил к себе в мастерскую. Каково же было моё удивление, когда я увидел накрытый стол с хорошей закуской и бутылкой коньяка. Николай Сергеевич объяснил, что у его соседки день рождения и она хотела бы отметить это событие и при этом отблагодарить меня за ремонт лампы. После первой рюмочки бабулька рассказала историю этой китайской лампы. Вскоре она ушла домой, и мы с Николаем Сергеевичем остались одни.
Вот тогда я его и спросил о черной «Волге», думая, что приезжало начальство из Кустаная. Но Николай Сергеевич сказал, что это к нему приезжал писатель Константин Симонов. И далее он изложил мне цель его визита. Было это где-то в конце сентября или в начале октября (к сожалению, неизвестен год приезда). Я очень удивился этому сообщению, но Николай Сергеевич был серьёзный человек и слов на ветер не бросал. Я ему поверил. Он мне многое рассказал тогда и о войне и о многом другом.
Биография этого человека, который скромно трудился в быткомбинате часовым мастером, простая с виду история обыкновенного советского человека. Но есть детали, которые говорят, что не так он был прост, как казалось поначалу. Родился он в 1921 году в Северо-Казахстанской области, окончил 7 классов, поступил в Петропавловский техникум. Закончив техникум, был призван на действительную службу, после двух месяцев учебы его направили в Брестскую крепость пулеметчиком. Там он и встретил войну".
Сюжеты из жизни
Здесь необходимо небольшое пояснение по поводу крепости и первых дней войны. Сама крепость была практически неприступна, ее стены не брали никакие осадные орудия. Но для гарнизона крепости она оказалась ловушкой. Немцы окружили ее и брали наших бойцов на измор. Выбраться на волю и уйти в белорусские леса было очень трудно. Но Стулинцев с товарищами сумел это сделать. Однако бойцы были сданы в плен командиром-предателем. В плену он находился до 1945 года. Каким-то чудом сумел там выжить.
Или это было не чудо? Все, кто знал Николая Сергеевича, отмечали его хорошую физическую подготовку до самых преклонных лет. Турник, бег, - откуда у пожилого селянина такие привычки? Этого человека хорошо помнит Сергей Виниченко, историк, писатель и краевед из села.
- Пресногорьковка. Его он по старой памяти называет дядей Колей. Был он небольшого роста, - рассказывает Виниченко, - среднего телосложения, сколько помню, работал в быткомбинате, чинил любые часы. Историю о нем мне рассказал Эрик Викторович Крейтер. И лишь однажды добавил самую важную деталь, которая объясняет все нестыковки военной биографии Стулинцева. Только однажды он рассказал товарищу, что после призыва в 1938 его готовили в разведшколе и учили часовому делу, как прикрытию.
Как он оказался в 1941 году в Брестской крепости, об этом уже не расскажет никто. Но оказался, сражался, попал в плен. Был освобожден советскими солдатами, затем зачислен в 435 полк 8-й гвардейской дивизии. Сразу получил документы, форму, оружие, без фильтрационных лагерей и проверки СМЕРШем. И сразу после освобождения охранял лагерь пленных власовцев. После демобилизации в 1946 году вернулся домой, в Пресногорьковку. Работал по специальности, которой его обучили. Награжден орденом Отечественной войны ІІ степени, юбилейными медалями. Умер в 1998 году.
Я попытался найти его на сайтах, которые хорошо знакомы всем, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. «Память народа», «Подвиг народа». Оба сайта содержат краткую биографию солдата и упоминание о его главной награде. Дата награждения орденом, однако, ничего не дала — 6 апреля 1985 года. Орден за участие в войне, без указания конкретного события, которое послужило основанием для награждения.
И, наконец, зачем Константин Симонов приезжал к простому труженику районного быткомбината за триста с лишним километров плохой дороги? Готовил еще один очерк для своей книги «Остаюсь журналистом?» Или уточнял детали военных событий для какой-то своей новой книги? Еще не написанной и которая не будет написана. Этого нам уже никто не скажет. Но с этими историями двух приездов Константина Симонова мы узнали, как работал знаменитый писатель. Свои сюжеты он брал не из умозрительных фантазий или газетных статей, а из рассказов своих героев. Из жизни брал, проверяя каждый факт лично.
А все-таки жаль, что такие люди, как Николай Сергеевич Стулинцев уходят, не рассказав нам о том, что они пережили.
P.S. Огромная благодарность за помощь при подготовке этого материала Раисе Ивановне Борисенко и Сергею Николаевичу Виниченко.
Владимир Моторико
Снимки Пресногорьковки 50-60 годов
из личного архива С.Н.Виниченко