Ровно 99 лет простоял на Тоболе малый мост, который многие костнайцы справедливо относят к символам города. У каждого в памяти масса историй, связанных с этим пожилым сооружением. А что мы вообще знаем про этот мост?
Знаем мы немного...
В общем-то совсем немного, хоть целый день копайся в интернете. Построен он был в 1915 году, выходит, через год могло исполниться ему ровно сто лет. Чем вошел в историю год постройки? Шла война, первая мировая, тогда ее называли великой. Понятно, все ресурсы были для фронта, для победы. Но городские власти нашли-таки средства на постройку этого сооружения. «Более ста метров в длину, около семи метров в ширину, с тротуарами, семипролетный, с опорой на мощных железобетонных быках и сваях системы Генебик», - цитирую скупые строки из интернета.
Мост надежно связывал город с Затоболовкой и вообще восточной частью области до 1959 года. Тогда был построен, со скандалами и смехом на всю страну большой мост. По поводу его строительства прошлись и всесоюзный сатирический киножурнал «Фитиль», и даже популярные артисты Тарапунька со Штепселем. «Где самый длинный мост? А в Кустанае. Сколько лет строят и никак достроить не могут». Малый мост каждую весну переживал половодье. Как это было, что помогало ему снова возвращаться в строй, трудно сказать. А пока бушевало половодье, кустанайцев выручал паром.
В моем архиве тоже есть известный исторический снимок двадцатых примерно годов, на котором паром принимает на свой борт трактор типа «Фордзон». И конечно, толпу пассажиров, которым надо срочно попасть в Затоболовку. И не один был паром, существовала даже гильдия паромщиков и конкуренция между ними. Цену сбивали, за пассажира боролись. А потом словно птица Феникс вставал малый мост, и жизнь входила в привычное русло.
В интернете нашлась масса комментариев по поводу кончины моста. Больше всего, конечно, ностальгических, с явным сожалением о его судьбе. Вряд ли среди старожилов города найдется хоть один человек, который не смог бы добавить в эту книгу рассказов о мосте свою историю. Вот некая бабушка пишет, как она в молодости училась плавать у этого моста, и он служил ей как бы страховкой. А сколько людей помнят прогулки у реки, и плеск воды, под мостом. Или удочки, спиннинг, заброшенные через его перила. Именно с этой точки, где мост соединяет два берега, наиболее красив вечерний Костанай.
Мальчишкам здесь было раздолье
Если разобраться, я не коренной костанаец, я в селе вырос, но мост и его окрестности хорошо знаю и помню. Напротив пляжа, чуть наискосок, стояло трехэтажное здание, вроде бы спасательная станция, которую однажды изрядно побило льдинами. С другой стороны моста, в небольшом закутке у дороги на Затоболовку, каждую весну останавливался цыганский табор. Стояли шатры, сновали между ног смуглые дети, а в городе, в самом центре и на рынке, то и дело предлагали погадать. Однажды мне тоже погадали, сидел я у рынка за рулем и не успел убежать. Через минут пятнадцать остался без копеечки в кармане, и не заметил, как это получилось.
Малый мост видел много стихийных катаклизмов на своем почти веку. Году, кажется в 1994-м, случилось большое наводнение. Лед еще стоял у самого пляжа, но вода поднялась и начала бить о перила моста какую-то лодку или небольшой катер. Толпа на берегу замерла и только шумно выдыхала после каждого удара. И вот из толпы вырвался Яков Биктибаев, тогдашний мэр города, и полез отпихивать эту лодку. Вода напирала, из толпы кричали: «Вернись, утонешь». В этот момент у пляжа рванули динамитом лед, и он пошел лавиной на мост. И только тогда Биктибаев отошел на безопасное расстояние. После того случая уважение горожан к нему поднялось на уровень.
Летом, когда теплела вода, малый мост становился центром мироздания для многих городских мальчишек. Не только рыбу ловили, но и купались, конечно, используя его как трамплин. Хотя пугалки ходили среди них конкретные. Говорили, что у моста полно старой арматуры, и если нырнуть с него в воду, непременно напорешься на железяку. Но самые смелые залезали в воду, обследовали окрестности и убеждались, что ничего там нет. И ныряли в свое удовольствие.
Помню, как купили старшему сыну новый велосипед и в первый же день он куда-то пропал вместе с подарком. Обыскали все, не нашли и поехали к малому мосту. Ну, конечно, вот его велосипед, лежит на этом берегу, рядом крутятся сомнительные ребята. «Дай покататься!» А сам он на другом берегу, у старой плотины, построенной еще в сороковые года, ловит с другом раков. То-то с вечера воняло в квартире какой-то тухлятиной.
Они подбирали у помойки кость, или утягивали из холодильника, давали ей слегка завоняться, и опускали неподалеку от плотинки. И ждали. Потом ныряли и руками хватали собравшихся раков. Говорили, что кого попало не брали. Ловили только раков-мужиков, а женщин не трогали, пусть живут и новых раков растят. Как они их отличали, большой вопрос.
Раков раньше в Тоболе было немерено, и здесь, у малого моста, и в районе «Красного партизана». Там, где под водой крутой обрыв, усеянный рачьими норами. Обилие раков всегда говорило о чистоте воды в реке. А сейчас раков не стало, и сам не поймаешь, и не купишь, очень дорого, от пяти тысяч тенге за кило. Продажа раков стала бизнесом.
Не символ, так примета
Можно вспомнить еще множество историй, связанных с этим символом города. Да, это такой же символ, как и дом с башней и часами, и пассаж братьев Яушевых, и... Да не очень много можно перечислить примечательных сооружений, дошедших до нас со старых времен. Пишут, что на разбор моста уйдет 150 миллионов тенге. Не денег жалко, а самого моста, так думают очень многие горожане. Прошлое не вернещь, да и незачем, но с каждой такой утратой город теряет кусочек своей самобытности.
Зайдите в интернет и посмотрите, что предлагают посетить сайты иногородним туристам. Именно то, что было построено в старом городе, плюс пару-другую новых объектов. А их, мне кажется, еще меньше, чем столетних, ну, пусть не символов, а примет старого города. А малый мост...
Помню еще один эпизод, о котором как-то рассказала мне художница Татьяна Изюмова. Писала она серию акварелей, и была там одна, сделанная буквально с малого моста. Работа шла с трудом, и вдруг на реку и мост упал сквозь далекие тучи последний луч заходящего солнца. И все краски на берегу, и на воде заиграли, и сама собой получилась чудесная акварель. Перед самым Днем города на небольшой выставке художников увидел знакомый мост на картине Николая Торшина. И она пригодится, когда кто-нибудь соберет книгу про старый город и его ушедшие символы.
Пока писал все это, моста уже не стало…
Фото автора и из архива редакции