Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Костанаец привез останки солдата в родной поселок Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Костанаец привез останки солдата в родной поселок

Костанаец привез останки солдата в родной поселок

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Возвращенные имена

В узункольском селе Сибирка торжественно похоронили солдата Великой Отечественной войны, останки которого в Казахстан передали российские поисковики. В лютый мороз сельчане пришли проводить Павла Пономарева. По личной инициативе, а не указке сверху.

Наш!

23 апреля 1942 года костанайский боец Павел Пономарев, сидя в окопе, словно почувствовал, что конец близок. Он не стал ждать более удобного момента, и начал писать: «Дорогая Анна Александровна, пишу письмо в окопе перед боем… » Спустя 74 года этой осенью поисковики обнаружили его останки в новгородском болоте. Это первая весть о нем с той самой весны 42-го.

Он погиб в 30 лет, но смерти явно не боялся. При нем был заполненный до мелочей медальон. Солдаты называли капсулы «смертными», и считали, что их заполнение – знак верной гибели. Потому чаще они переделывали медальоны в мундштуки, или просто избавлялись от них. Это сегодня весьма осложняет работу поисковиков. Останки они поднимают постоянно, но вот наличие при них заполненного медальона – редкая удача.

В случае с Пономаревым повезло. Поисковики начали искать родных бойца, едва по дороге домой появился интернет. Марина Гараева написала костанайцу Валерию Махневу, потому что у того на странице в соцсети значилось: «Родной поселок – Сибирка». Но Валерий, оказалось, давно живет в Костанае. Просто свои корни не забывает.

- Тем не менее, на Пономаревых их вывел, моя мама с контактами помогла, - рассказал нам Валера. - Дело в том, что мы с этой семьей не чужие люди. Мама этого самого бойца принимала роды у моей прабабушки. Была крестной моего деда. Обе наши семьи – старожилы Сибирки. А сам Павел Пономарев был первым мужем матери моего отчима. В общем, мы не кровная, но, выходит, родня. Такая запутанная история. Когда он ушел на фронт, у него была дочь. У нее есть внуки. Они все живут в России, еще в 90-е переехали. Сейчас в Сибирке этих Пономаревых нет.

Контакты уехавших в Россию Пономаревых костанайский парень передал поисковикам. А потом узнал, что родные бойца не намерены его хоронить. Тогда наш Валерий, сообщил поисковикам, что в этом случае похоронит бойца сам. В родной им обоим Сибирке.

И началось. Поисковики из разных регионов России передавали друг другу останки. Конечной точкой на территории РФ стал Оренбург. 29-летний начальник цеха завода «Агротехмаш» Махнев взял отгул и на своей машине отправился в путь.

Мороз по коже

О том, что сын в Оренбурге, его мама Елена Анатольевна узнала, когда Валера уже добрался до места. Парню на торжественном концерте в честь Дня неизвестного солдата 3 декабря россияне передали останки и личные вещи солдата Пономарева.

Путь домой был настоящим испытанием. Валера попал в сильную метель, но полторы тысячи километров преодолел. Таможенники, досматривая костанайца с весьма необычным грузом, удивились, но пропустили без проблем. Его мама места себе не находила, пока сын ехал. А параллельно развернула в Сибирке настоящий штаб. Ведь сын вез останки фронтовика, которого нужно было не просто похоронить, а сделать это торжественно.

«Он же из Сибирки, значит свой, - объяснила Елена Анатольевна, мы встретились с ней возле памятника погибшим в годы войны сельчанам, здесь был назначен митинг. – Сегодня у нас не осталось ни одного ветерана. Фронтовиков нет, а люди, смотрите, идут и идут…»

В минус тридцать сельчане шли сюда семьями. Валера вынес урну с останками из своей машины. Когда ее поставили возле памятной доски, на которой Павел Пономарев в числе без вести пропавших, мороз пошел по коже. И погода тут не причем. После торжественного митинга, в котором приняли участие аким округа, военком района и председатель совета ветеранов, сельчане пешим ходом двинулись в сторону кладбища.

-Малыши, молодцы, что пришли на митинг, но теперь давайте-ка домой, замерзнете, - отправляла учеников директор школы. У ребятни ответ один: мы с вами. Взрослые тайком улыбались, и отдавали девчонкам и мальчишкам свои варежки.

Детей было много, педагоги привезли ребят и из узункольских поселков Сокол и Пресногорьковка. «Сколько ни рассказывай детям о войне, а вот такие ее живые отголоски, когда все вокруг объединяются ради памяти о солдате и не замечают мороза, это, конечно, им запомнится на всю жизнь» - отмечает учитель НВП Сергей Коваленко из Пресногорьковки, собравший школяров в отряд «Друзья пограничников».

Пока люди шли, конечно, вспоминали вполголоса. Как еле передвигали ногами на поселковом «Параде Победы» последние ветераны. Их тоже было не отправить домой. Как Валерка Махнев однажды в школе практически заменил учителя истории, взяв слово. С детства парень был неравнодушен к тому, что было, как и почему. Сам же Валера молча шагал рядом.

- Есть ощущение законченности дела? Ты все село объединил.

- Ощущение есть. Но объединила память.

Пограничники Пресногорьковской заставы по команде «Пли» разорвали тишину торжественным залпом. Кто-то из детей ахнул: «Не надо больше! Оказывается, так страшно». Петр Пономарев перед смертью воевал в окружении, это была одна из попыток прорвать блокаду Ленинграда. Там много стреляли. Без остановки.

Не обозлилась

О семье Павла Пономарева сельчане в один голос говорят – люди были светлые. Мама Павла – баба Паша – была местной поветухой, до последних своих дней принимала роды. Ей здесь каждый второй может сказать спасибо за то, что его семья живет. Сначала у бабы Паши на фронте погиб муж, потом сын. И не обозлилась от горя на жизнь, все равно людям добро несла, спасала. За ее счастье молилась вся округа. Но, видно, раздала она его по людям вместе с помощью.

Ждала дома Павла и жена, та самая Анна Александровна из письма и дочь Зина. Обеих уже нет в живых. Анна искала мужа более 6 лет после войны, об этом свидетельствуют запросы в архиве. Потом вышла замуж. А родная дочь Павла уехала на БАМ. Там сейчас живут его внучка и правнук. Им-то и дозвонились поисковики. Внучка, получив такую весть, просто растерялась. Вовсе ей не все равно, объясняет она сегодня. Приехать на похороны не смогла, но выслала деньги.

К слову, деньги на похороны несли многие местные. Отдельное спасибо директору ТОО «Сокол-Агро» Анатолию Маслакову: и крест купил, и деньгами помог, и техникой. Тот же снег в поселке расчистил. Акимат и школа помогли в организации митинга и встрече гостей. 9 мая, обещают власти, в Сибирке появится обелиск бойцу Пономареву.

Находят чужих

Поисковики, которые нашли останки нашего земляка, это Марина Морозова и Александр Савельев из новгородского отряда «Гвардия» (живут они в Ярославской области) и Рустам Гараев из отряда «Челны» (Татарстан).

Вот что нам написала Марина Морозова: «Нашли его на Замошском болоте, рядом со строящейся трассой Москва-Санкт-Петербург. В одной воронке было два бойца. Сначала нашли первого, останки сохранились очень плохо. Когда стали расширять раскоп, обнаружили подсумки с патронами, ремни, кусочки шинели, звездочку, помазок. И еще останки. Пришлось завалить растущую в раскопе сосну, и в ее корнях был медальон. Это был последний день нашей сентябрьской вахты. А когда возвращались домой, по дороге держали связь с Мариной Гараевой, женой Рустама. Она и нашла Валеру.

Медальон чудом уцелел, ведь в 60-ых годах в этих местах был сильный пожар, горело торфяное болото. Поисковики уверены, что этот боец очень сильно хотел домой. Живым или мертвым. Оттого и внутри медальона не труха, оттого и столько людей вокруг этой истории объединились. На видео  момент, когда поисковики открывают медальон. Такие эмоции! До слез и мурашек. Посмотрите, чтобы понять.

- Рустам сказал, что на месте гибели фронтовика в лесу поставит табличку с его фото, - добавляет Валера Махнев. – Мне его жена рассказала, что Рустам, копая, ищет своего деда. Ищет своего, а находит чужих. Если в этом деле вообще могут быть чужие.

Валера уже принял решение, что в будущем году вступит в ряды поисковиков. К слову, большинство из них – люди разных профессий, в счет своих отпусков участвующие в таких вахтах памяти. Им за это никто не платит.

Валера Махнев намерен передать медальон в музей школы с. Сибирка

Валера свой поступок считает не подвигом, а нормой. И все-таки мы вручили от проекта «Возвращенные имена» парню благодарность за подписью главного редактора «КН». В присутствии всех сельчан. Пусть хранится у его мамы, внукам будет показывать. Они должны знать эту семейную историю, чтобы знать историю вообще. Такие события, как в Сибирке, не позволят ее переписать, даже сто лет спустя.

Менталитет Сибирки

Вместо постскриптума. Мама Валеры со слезами на глазах рассказывала, что поисковики переживали, как же у нас пройдут похороны, ведь посмотрели в интернете, что в назначенный день 30 градусов мороза. «А еще Марина Гараева прислала утром эти строки: «Ну вот и всё. Земля на грудь уже не давит. Теперь могу я прокричать родне: 
Меня нашли! » - Ирина Анатольевна держит в руках клочок бумаги, а у самой руки трясутся. Все-таки подобное притягивает подобное. Неспроста у такой женщины такой сын, и поисковики им под стать оказались. Да и люди в Сибирке какие-то духом сильные от мала до велика. Наши домыслы только подтвердил директор Новопавловской школы Карасуского района Хамит Габдулин. «КН» о нем не раз писали. Он, оказалось, тоже родом из Сибирки.

- Мне очень приятно, что вы побывали в моей родной деревне, - написал он нам. – Сибирка - бывший казачий хутор на Горькой линии, от границы с Россией всего несколько километров. Здесь живут семьи потомственных казаков линейного Сибирского казачьего войска: Козловы, Махневы, Щёлоковы, Волховы и другие…, приезжие – первоцелинники и местные казахи. Погибший солдат тоже из казаков. Все эти фамилии для нас как родные.

В деревне всегда был особенный менталитет и атмосфера. Это всегда была одна семья, где каждый очень близко знал всех своих сельчан, а уж сосед и вовсе был почти родственником. Родители могли уехать, а сосед приглядывал за домом и детьми.

Помню, как-то весной я из баловства поджёг навозную кучу. Сосед дядя Володя Козлов чуть уши не надрал по-свойски. Бывало, оставался один дома ночевал у них.

Приезжие очень быстро в Сибирке адаптировались: не было настороженности к ним и доброжелательное отношение делало своё дело. Действительно, сельчане очень по-доброму относились друг к другу. Даже если прозвища давали, то это было как-то по-свойски, по-домашнему что ли… И кличка, как правило, отражала какую-то особенность человека. Прямо как у скаутов, которыми я руковожу сегодня)

 Праздники в Сибирке проходили очень весело, на Новый год не надо было никого уговаривать на какую-то роль или костюм. Всё было весело и с энтузиазмом. Помню, что со студентами приезжало в гости много ребят со стороны. И никогда (не в пример соседним сёлам) никто не пытался зацепить новичка или спровоцировать его на конфликт, если, конечно, сам не напросится. Даже городским нравилось к нам ездить. Сибирские отличались от других доброжелательностью, но если нужно, за себя могли постоять. Даже дрались школьники у нас по оговорённым правилам: лежачего не бить, до первой слезинки и т.д.

А еще в Сибирке никто и никогда не кляузничал. Взаимовыручка была в цене.

Из  Сибирки на войну было призвано 63 человека. 42 из них не вернулись...

Я был стопроцентно уверен, что на похоронах бойца будет много народа (хотя село очень поредело в последние годы). В общем, думаю, если бы со мной в школе работали наши «сибирские», всё было бы намного интереснее. В Сибирке и правда живут особенные люди.

Фото Константина Вишниченко и из архива поисковых отрядов РФ

Просмотров: 14324
Нравится: +50
Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран