Невыгодные

С 5 апреля этого года владельцы мопедов в Казахстане стали равноправными участниками дорожного движения. Но думается, что они начали сомневаться в этом равноправии.

Как известно, теперь для управления мототехникой категории А1 требуются не только ее регистрация и водительские права, но и обязательное страхование гражданско-правовой ответственности (ОГПО). К сожалению, тут у владельцев мопедов случилась осечка. И не по их вине. Дело в
том, что у отечественных страховых компаний к этим участникам дорожного движения почему-то вдруг возникла антипатия. Причем нескрываемая. То есть их попросту не хотят страховать. Хотя еще год назад, когда только пытались приравнять мопеды к автомобилям и начали разрабатывать для этих
«младших братьев» условия обязательного страхования, то вполне логично учитывали особенности этого вида транспорта.

Тогда представители страховых компаний, которые, естественно, участвовали в разработке этих условий, предполагали, что стоимость полиса обязательного автострахования на мопеды будет примерно такой же, как для мотоцикла. Но не исключался возможный поправочный коэффициент. Мол, мопедами зачастую управляют совсем молодые ребята, которые плохо знают правила дорожного движения и агрессивно ведут себя на дороге, что является риском возникновения ДТП и страхового случая.

И вот настало 5 апреля 2025 года, когда водители мопедов, имеющие права и получившие госномера на свою технику, должны были начать оформлять страховые полисы ОГПО. Появились расчеты, согласно которым мопедисту, допустим, алматинскому, в возрасте от 16 до 25 лет без водительского стажа следовало заплатить страховой компании за полис 24324 тенге. Но через пару дней, а именно 7 апреля, вступили в силу обновленные правила
обязательного автострахования: изменилась система расчета стоимости полиса, ввели новые классы и предусмотрели влияние штрафов на итоговую сумму страховки. В результате стоимость полиса для все того же мопедиста из Алматы, не имеющего стажа вождения, возросла уже до 43784 тенге. Штраф за отсутствие страховки – 10 МРП (39320 тенге).

Но водитель в Алматы в части автострахования отличается от костанайца. Там коэффициент при расчете страховой премии составляет 2,96. А в нашей области он равен 1,95. И получается, что нашим мопедистам без водительского стажа за полис нужно будет заплатить в среднем около 29 тысяч тенге.

Согласитесь, сумма все равно немалая. Зато страховщикам она кажется мизерной. Поэтому, по неофициальным данным, на прошлой неделе ни одна страховая компания в нашей области не выдала ни одному мопедисту страховой полис по ОГПО. Просто игнорируют их. Дескать, они то и дело будут попадать в ДТП, а нам, страховщикам, придется выплачивать крупные суммы возмещения.

Словом, мопедисты попали в непростую ситуацию: с одной стороны – очевидная неприязнь страховщиков, с другой стороны – бдительные полицейские. Что им сейчас делать – непонятно.