На скамье подсудимых – восемь человек.
По версии обвинения, ветеринарный врач из села Перелески Денисовского района Серик Исмурзинов организовал поставку в область марихуаны и гашиша. Отправлял наркотик из Жамбылской области самый старший из подсудимых – 67-летний Батыркан Арыстанкулов. Курьером стал Фархатбек Жарымбетов. Члены группы, которые распространяли марихуану, были друг и односельчанин Исмурзинова Андрей Горбась, его брат Амержан, а также Талгат Шигибаев, Рустам Калиев. К этим жителям области позже присоединился Александр Коваль из Нур Султана, с которым Серик Исмурзин когда-то вместе учился. Дело рассматривается в спецсуде по уголовным делам.
В уголовном деле 57 томов. Изучение материалов в суде заняло не один месяц. Полицейским при проведении негласных следственных действий удалось перехватить множество телефонных звонков, по которым вычислили не только членов группы, но и тех, кому наркотик сбывали. Все они теперь являются свидетелями. В основном это сельские жители из разных сел Денисовского, Камыстинского районов.
Первым в суде допросили Эдуарда Гадульшина, жителя Лисаковска. Судье пришлось уговаривать мужчину дать клятву, что он будет говорить правду и только правду. Тот стоял на том, что по религиозным убеждениям он не может давать клятву, разве что честное слово. Но в конце концов Гадульшин согласился соблюсти судебную процедуру.
Первый вопрос к нему:
- При каких обстоятельствах вас привлекли по делу в качестве понятого?
- Я волонтер, - объяснил свидетель. – Занимался в городе закрашиванием рекламы наркотиков. Мне позвонили из полиции и предложили стать понятым. Надо было присутствовать при задержании подозреваемого.
Речь идет о Рустаме Калиеве. В отличие от других этот подсудимый в суде сразу дал показания. Признался, что в тайне от семьи иногда употреблял марихуану и гашиш, иногда вскладчину в компании знакомых. Так сказать, для снятия стресса. Как правило, покупали наркотик у Серика Исмурзинова. Но сам он сбытом не занимался. На веранде дома Калиева нашли сверток с марихуаной. Он утверждал: его подбросили. Никаких наркотиков в доме не было. В этой связи допрос Эдуарда Гадульшина был очень важным.
- Мы выехали из города в село и там задержали прямо на рабочем месте человека, - рассказал в суде свидетель.- В фуфайке нашли гашиш, что ли… Ничего другого не было, и мы поехали к задержанному домой в другое село. Семья - жена и дети – была дома, жена и отец очень разволновались… На небольшой веранде стоял стол-тумба, там нашли сверток величиной с кулак. Задержанный говорил, что ему подбросили. Обыскали весь дом, сарай, на улице, больше ничего не было.
А потом в показаниях Эдуарда Гадульшина появился момент, на котором заострили внимание адвокаты. По словам свидетеля, его и еще одного понятого сначала провели в дом. С ними на кухне был один сотрудник полиции. А другой то входил, то выходил.
- Такая суета поднялась, - рассказывал Гадульшин. – Потом мы вышли на улицу, и стали снимать все на камеру, как бы с самого начала.
- Вас можно назвать борцом против наркотиков?- задал вопрос адвокат.
- Я за трезвость!
- Но вы испытываете негативное отношение к тем, кто их употребляет? – был следующий вопрос.
- Тех, кто употребляет, мне жалко. Есть знакомые ребята, которые не могут выбраться из этой беды. А к тем, кто распространяет наркотики, я, конечно, отношусь негативно. Они убивают ребят.
- Вы считаете, им надо сидеть в тюрьме?
- Ну, да… Но меня нельзя относить к тем, кто рубит сплеча.
- По вашему мнению, можно ли допустить небольшой отход от закона, чтобы пресечь деятельность распространителей наркотиков?
Понятно, почему адвокат задал этот вопрос. Речь о том, могли ли подбросить наркотик Рустаму Калиеву.
Ответ свидетеля был категоричным: «Нет!».
Большинство других опрошенных в суде свидетелей на вопрос, с кем из подсудимых знакомы, отвечали: с Сериком Исмурзиновым. У него и покупали марихуану и гашиш.
- Сигареты тоже денег стоят, - говорил Владимир Бездольный. – Скрывать нечего: да, употреблял. Понимал, что когда-нибудь вскроется. Понимал, что это нарушение закона. Брал у Серика чисто символически.
- Помимо Серика брали еще у кого-нибудь? – спросил прокурор.
- Был случай в поселке рядом. В Алчановке. Ездили на рыбалку, и по пути через его брата Амержана брал. Был случай, через знакомого передавал Андрей, фамилию не помню. Раз или два. У нас отношения деревенские.
- Амержана знаю, но брал только у Серика, - утверждал в суде другой свидетель, Дамир Рахметов. – Тысячу платил…
Однако после того, как судья зачитал его показания на следствии, возразить Рахметову было нечего: брал 2-3 раза за две тысячи за коробок, также 2-3 раза покупал у брата Амержана, когда приезжал в Алчановку. Амержан выходил и передавал из рук в руки… Но что забираю у Амержана, договаривался с Сериком.
Так было и с другими свидетелями по делу. Договаривались о наркотике с Сериком Исмурзиновым, а брать могли либо у его брата, либо у Андрея Горбася…На вопрос, откуда знали о том, что ветврач имеет наркотики, многие говорили: сарафанное радио работало, все знали, что Серик сам принимает. Только свидетель Кайрат Исабаев из села Арка Камыстинского района в своих показаниях запутался: то у Талгата Шигибаева брал, то у Рустама Калиева.
- Вы кого оговариваете? – спросил адвокат. Ответа не было. К допросу этого свидетеля еще вернутся.