Казахстанские общественники просят внести изменения в закон о миграции. Из-за излишней бюрократии этнические казахи не могут вернуться на историческую родину. Дело в том, что миграционная полиция Казахстана требует от репатриантов справку, которую не выдают в Китае, сообщает 31 канал.
Мухтарбек Салиулы пару лет назад вместе с родными переехал в Казахстан из Китая. С женой они получили вид на жительство. Вот только переселить сноху вместе с полуторагодовалым внуком в Алматы не получается. Местные чиновники для того, чтобы принять документы на гражданство, требуют принести справку о несудимости и подтверждение отказа от гражданства Китая.
«В Китае мы хотели получить справку об отказе от гражданства, но в полиции нам сообщили, что такой документ выдается лишь в том случае, если нас в качестве граждан примет Казахстан. Иначе мы просто можем оказаться на улице, если здесь не примут», — говорит Мухтарбек Салиулы.
Тем временем, общественники в очередной раз бьют тревогу. Согласно их данным, за 24 года независимости в страну вернулось около миллиона казахов. Пик приходился до 2011 года, когда законы были более лояльны. Но три года назад чиновники подкорректировали нормативы. С тех пор от этнических казахов, как и от других беженцев, требуют справку о несудимости из страны прибытия. Что, по сути, делает возвращение полутора миллионов казахов на историческую родину из Китая невозможным, так как в Поднебесной подобные бумаги не выдаются.
Как выяснилось, проблемы по возвращению домой есть не только у китайских подданных, но и у казахов Афганистана и Ирана. В связи с чем общественники требуют внести поправки в закон о миграции.
«В таких государствах, как Иран, Афганистан до настоящего времени все граждане казахской национальности не являются полноценными гражданами. Они там проживают в статусе беженцев. Они не пользуются многими льготами наравне с другими. У них очень тяжелое положение и огромное желание вернуться в Казахстан», — отмечает Ерден Кажыбек, председатель общества «Қазақ тілі».
Стоит учесть, что за годы независимости в стране принималась не одна программа по репатриации казахов. Например, одна из последних — «Нурлы кош», которая предполагала переселение и создание условий для полноценной жизни, включая работу, социальные пакеты, а также обеспечение жильем. На деле программа оказалась не столь многообещающей, как на бумаге, говорят общественники. Теперь как сложатся судьбы соотечественников, зависит от депутатов. Сейчас закон о миграции находится на рассмотрении. Тем временем, семью Мухтарбека Салиулы уже через месяц ждет очередное расставание с внуком и невесткой: молодой матери с сыном придется возвращаться в Китай и вновь получать визу. Это, в свою очередь, может занять долгие месяцы.