В августе Бертрану Иосифовичу Рубинштейну исполнилось бы 94. Но сегодня, когда его уже нет с нами, надо сказать, что он ушел безвременно, ушел молодым.
Его голова сохранила все свои извилины, все богатство «серого вещества», светлую память, вместившую гигантскую эпоху 20 века и первые десятилетия третьего тысячелетия.
Визитная карточка, в которой сообщается самый минимум, содержит 3 характеристики со словом «почетный»: железнодорожник СССР; гражданин Костанайской области, гражданин города Костаная. Визитка отражает и другие вехи карьеры: до последних дней Бертран Иосифович оставался членом Консультационного совета АО «НК» Казахстан темир жолы». Он был заслуженным работником транспорта Казахстана и лауреатом премии Совета Министров СССР. А еще он был НОДом – начальником Костанайского отделения дороги. Более 30 лет руководил многотысячным коллективом (порядка 25 тысяч человек). На заслуженный отдых ушел, когда ему было за 70.
О нем можно говорить еще и еще. Он жил за себя и за своего брата, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны. Он жил за себя и за свою сестру, погибшую в страшном ашхабадском землетрясении. Он жил и за тех фронтовых товарищей, с которыми уходил добровольцем с первого курса Московского института транспорта. Лишь несколько человек в Казахстане получили медали, учрежденные к юбилею обороны Москвы. Бертран Иосифович был одним из них. Свою последнюю медаль он получил совсем недавно – у него хватило сил прийти на торжественное вручение награды. Бертан Рубинштейн прошел всю войну, с Красной Армией дошел до Кенигсберга, а потом до Порт-Артура.
Судьба так распорядилась, что он видел своими глазами Сталина и никогда не скрывал, что аплодировал ему. А еще раньше в пионерском возрасте, как отличник, провел лето в Артеке и общался там с дочерью вождя Светой Аллилуевой. Но он не был сталинистом. Бертран Иосифович просто жил вместе с миром: жил долго, интересно, красиво. Он видел великих поэтов, театральных режиссеров, ученых. Он был страстным футбольным болельщиком, видел, как играет Пеле и Лев Яшин.
Мы надеялись, что отметим его 100-летие. Он сам в это верил. Но он предоставил нам это право и этот долг – гордиться своим замечательным земляком и современником сегодня и завтра.
Коллектив «КН» выражает соболезнование всем, кому Бертран Иосифович Рубинштейн был дорог.