Тема зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ актуальна во всем мире. О последних научных исследованиях в этой области рассказал костанайским специалистам профессор кафедры психиатрии Калифорнийского университета (г. Сан-Диего, США) Игорь КУЦЕНОК.
Главный посыл тренингов Игоря Куценока (первый материал о нем в «КН» от 16 апреля), с которыми он объездил весь мир – пора изменить отношение к людям с зависимостями, в частности, с алкогольной, наркотической, никотиновой. Профессор уверен: таких людей нужно приравнивать к хроническим больным диабетом, гипертонией.
А все потому, что формирование зависимости не просто плохая привычка. Дело в том, что психоактивные вещества, если выражаться просто, «ломают» работу мозга. Например, при употреблении опиатов уровень освобожденного дофамина увеличивается в четыре раза, амфетамина – в двенадцать раз. Больше, чем надо. Мозг пытается бороться, но не справляется и система защиты рушится. В итоге человек перестает получать удовольствие от всего другого, кроме вещества.
По словам Игоря Куценока, его коллега американский биолог, доктор Сьюзан Тейлор проводила магнитно-резонансное исследование среди пациентов в ремиссии, которые ранее употребляли кокаин. На наркотик мозг реагировал бурно, на эротический фильм – ноль. Вернуть дофамин в норму реально. Хотя это может занять до двух лет. Но у ученых нет пока доказательств обратимости серотонина, отвечающего за импульсивность и планирование.
Надо помнить, что формирование зависимости находится вне волевого контроля из-за серьезных биохимических нарушений мозга. Нельзя сказать такому пациенту: бросай употреблять. Он не сможет этого сделать.
Гены, среда, выбор
По статистике, только у одного из десяти, экспериментирующих с психоактивными веществами, разовьется зависимость. Почему? Один из важных факторов – генетика. Если в семье у вас есть зависимые люди, риск будет выше. Но это не означает, что зависимость разовьется точно. Человек сам выбирает – пробовать или не стоит.Недавно ученые доказали, что негативные жизненные события (в том числе неумение родителей общаться с детьми) меняют функцию генов. Если речь о ребенке, то важно как можно раньше подключить психолога. У ранимого подростка, к примеру, на которого в школе не обращают внимания, а родители все время на работе или эмоционально холодные, риск попасть под воздействие психоактивных веществ выше.
Терапия ужина
Существует ли эффективная профилактика? Конечно. Но это точно не говорящая голова о вреде наркотиков. ООН провела тысячи исследований. И оказалось, что наиболее эффективные программы профилактики – это практики социальных умений, принятия решений, групповые тренинги. Знаете, какое еще мощное средство? Совместные ужины, за которыми можно поговорить. Больше семейных ужинов и разговоров – крепче защита.Есть еще один момент. Мы поздно включаемся в лечение зависимости.
Вы будете ждать, когда пациенту с диабетом ампутируют ноги, чтобы назначить лечение? Нет. Наркозависимый такой же пациент. Любое вмешательство должно соответствовать четырем критериям: снижение интенсивности употребления, улучшение функционирования, профилактика осложнений и уважение прав человека.
У нас же действует «логика острых состояний». Мы как лечим зависимых? Взяли на определенный срок, сняли абстинентный синдром, стало лучше – лечение прекратили. Когда возникает рецидив, мы сетуем, какой он нехороший, взялся за старое. Не взялся. Это обострение его хронического состояния. Так что пора менять подход к лечению таких пациентов.
Телефон доверия и анонимной помощи при химических зависимостях 8 (7142) 54-73-32, регистратура консультативно- диагностического отделения Областного центра психического здоровья 8 (7142) 57-71-91.