Незаменимые ЭМО

Костанайский колледж поставляет всему Казахстану уникальных специалистов. Больше нигде в стране не готовят электромехаников по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования (ЭМО).

Говорящая фамилия

Костанайский колледж бытсервиса знают многие. ТУ-10, в народе «ТУшка». Заведение, выпустившее в свет плеяду мастеров по ремонту оборудования, отличных швей и закройщиц. Направление свое сохранило и сегодня. А начинается все с головы: директор колледжа удачно сочетает в себе и педагога, и мастера.

У Федора Фирсовича Макаренко тридцать три года педагогического стажа

Наш фотокор нацеливается сфотографировать руководителя с говорящей фамилией Макаренко, а Федор Фирсович со словами «Сейчас, только пиджак надену!» открывает стену шкафа и… заходит в еще один кабинет. Прямо классическая потайная дверь из детективного романа. Директор ее сам делал. А педагогический стаж у Федора Макаренко тридцать три года. Был директором известной на весь Казахстан школы полного дня в поселке Дружба, руководил отделом образования в Костанайском районе. И вот уже шесть лет как директор Костанайского колледжа бытсервиса – скромного, но маститого учебного заведения. На стенах кабинета грамоты.

– Мои дома, в пачке, – объясняет директор. – А это все наши воспитанники. Вот это чемпионка Казахстана Анар Жанбосынова, в конкурсе профмастерства «WorldSkills Kazakhstan» стала лучшей и в области, и по республике. Потом третье место в СНГ. Она представляла нашу страну в Бразилии, на чемпионате мира. Что делала? Прически на париках! Там показывают водопад, по водопаду нужно было создать образ. Шесть женских причесок, две мужские… Девочка сейчас учится в Астане. А еще наши модельеры-закройщики создают музей национальных костюмов.

Колледж гордится такими воспитанниками

ЭМО

А теперь про ЭМО. Если для кого-то это молодежная субкультура, то в колледже эта лиричная аббревиатура обозначает ту самую уникальную когорту будущих медтехников.

– Мы проходим всё, – говорит Николай Финк, мастер группы ЭМО. – Физиотерапевтическое, диагностическое, хирургическое оборудование. Ознакомительно даем рентгены и сосуды, работающие под давлением – автоклавы. Там отдельный допуск нужен. Сейчас вот студенты занимаются ремонтом физиотерапевтического оборудования. Вон аппарат «Стимул» стоит. Он для стимуляции мышц. В санатории такие есть.

Николай Эрихович рассказывает увлеченно, показывает кардиографы, аппараты УВЧ, ультразвуковой терапии, отдельно УЗИ, центрифуги, искусственной вентиляции легких… В общем-то все это появилось здесь благодаря ему. Точнее, его ученикам. Но сначала был лишь Николай Финк и программа для новой специальности, которую он написал и внедрил 13 лет назад. Теперь он в постоянном поиске оборудования – б/у, нерабочего, но такого, из которого можно собрать действующий аппарат. Чтобы было на чем учить студентов.

Здесь работают и со старыми приборами, чтобы понимать, как это все устроено

– Благодаря спонсорской помощи материальная база пополняется, – говорит Николай Эрихович. – Выпускники не забывают нас. Вот анализатор крови стоит, передали из Астаны, от Гульнар Хисанутдиновой. Она закончила наш колледж, сейчас свою фирму собирается открывать. Аппарат УЗИ, аппарат КФК, центрифуга лабораторная – это все от выпускников.

Новый производственный аппарат сегодня стоит десятки миллионов, поэтому Николай Финк собирает кусочек того, кусочек другого, компьютерные программы… И ученик, даже если потом сталкивается с новым устройством, основной его принцип уже знает. А вникнуть и доработать – этому здесь тоже учат.

Николай Эрихович Финк со своими воспитанниками собрали в колледже внушительную коллекцию самой разной аппаратуры

Удивление Джона Рида

На прошлой неделе он здесь был. Инженер-электрик, международный эксперт. Дело в том, что Николай Финк сейчас разрабатывает программу для подготовки специалистов среднего звена. В соответствии с курсом на то, чтобы колледжи готовили младших инженеров, прикладной бакалавриат. Пока для другой специальности – телекоммуникации. База оборудована, вся электроника есть. Сейчас одну разработает, а на другой год – для ЭМО.

Так вот Джон Рид увиденное одобрил и удивился. Эксперта поразило, что наши дети могут работать в ремонте, ведь все достается б/у. Говорит, в США учат иначе: определили, какой блок не работает, выкинули, привезли новый, который стоит 6000 евро. Наша специализация глубже, тоньше. Мы отремонтируем.

Здесь учат чинить приборы, а не просто менять неисправные узлы

Нужные

Финк недаром программу для этой специальности написал, раньше медтехников Казахстан готовил в Тюмени, на Урале. Теперь у нас. Отсюда заказывают специалистов в разные точки Казахстана. В группу ЭМО едут учиться отовсюду. Самому старшему учащемуся, Олегу Каторгину, 39 лет. Он из Костаная. Шесть лет назад попал в аварию – инвалидность. Был прикован к креслу. А потом вылечился. На комиссии ВТЭК познакомился случайно с завучем этого заведения. Так и пришел учиться нужному делу, чтобы быть востребованным.

Будущие модельеры создают музей национального костюма

А Николай Финк между тем уже пишет новую версию программы обучения медтехников. В соответствии с новой политикой государства относительно колледжей.

А здесь учат швейному мастерству…

…И вышивать на чудо-машинке

Это и есть начало будущего музея