Клуб молодых предпринимателей Костанайской области громко заявил о себе в конце 2016 года. Сегодня эта общественная организация, по сути, может стать ядром всех молодежных бизнес-инициатив региона. О планах и проблемах ведем разговор с президентом клуба Зариной КОКЖАНОВОЙ.
Первый блин
– Клуб молодых предпринимателей отработал ровно год. Как прошел он для вас?
– Для клуба как общественной организации 2016-й был успешным и неординарным. Мы зарегистрировали частный фонд «Клуб молодых предпринимателей «Жас Атамекен» и за короткий период смогли завоевать доверие как со стороны предпринимателей, так и тех людей, кто собирается заниматься любимым делом всерьез. Сегодня объединяем порядка 800 молодых людей, которые уже нашли или еще ищут себя в бизнесе. Самое главное наше достижение – о нас узнал крупный бизнес, а это потенциальные субконтракты.
– Если все так хорошо, то какие бизнес-проекты удалось за год довести до логического завершения?
– Назову только продукты, которые начали выпускать предприниматели-члены клуба. Это автохимия, брусчатка, охранные услуги, услуги СММ (ведение аккаунтов в соцсетях. – Прим. авт.) и другие.
– В бизнес уходят по нескольким причинам. Основные: быстро заработать либо действительно начать любимое дело. Каких людей у вас больше?
– Тех, кто хочет заниматься любимым делом. Если говорить в процентном соотношении, их около 70%. Раньше было больше желающих быстро заработать без особых усилий. К нам приходили те, кто думал, что мы раздаем деньги. Но у нас цель иная. Мы даем знания о том, как строить бизнес, через призму собственного опыта. Потом человек, обладая знаниями, сам найдет деньги. Поверьте. К примеру, правильно напишет заявку инвестору. А их у нас на самом деле очень много. Мы это поняли, когда клуб стал набирать обороты. Все мечтаем их увидеть, но с инвесторами работать очень тяжело.
У нас были ребята, которые приходили и говорили: найдите нам средства, мы хотим построить, скажем, ветровую станцию стоимостью 50 миллионов тенге. Они думают, что инвестор даст деньги и уйдет. Это не так. Спрос будет жестче, чем если бы вы средства получили через госпрограмму или в банке.
– Почему?
– Инвестору нужен результат. Банку же нужно только чтобы вы в срок вернули деньги с процентами. Очень важно понимать: инвестор и спонсор – совершенно разные люди. И последних у нас действительно немного. Они делают акцент на соцпроекты. Известный многим в Казахстане пример – дома для матерей, которые группа бизнесменов открыла по всему Казахстану, в том числе в Костанае. Здесь цель не заработать, а помочь. Инвестор, становясь, по сути, совладельцем бизнеса, требует информации о вашем бизнесе вплоть до того, как вы будете подбирать персонал. И получить у них деньги сложно.
– У костанайцев нет идей или бизнес-планы недостаточно убедительны?
– Сегодня молодежь настроена, грубо говоря, иждивенчески. Мы сами их к этому приучили. Действует множество программ, которые облегчают старт: «С дипломом в село», гранты и кредиты по «Дорожной карте бизнеса-2020», стипендии. Даже практику обеспечивают. Я когда училась, мы сами бегали по предприятиям в поисках места для практики. Сегодня учебные заведения заключают договоры с работодателями и направляют туда студентов. Им даже думать не надо, куда пойдут, все уже решено. Потерялась конкурентная нить. Мы это почувствовали, когда к нам начали приходить выпускники вузов и колледжей.
– Специалисты разучились себя рекламировать?
– Все верно. А ведь человек, приходя на работу в качестве наемного работника или начиная свой бизнес, уже должен ощущать себя как некое маленькое предприятие и знать себе цену, свои преимущества. В качестве примера можно взять точку общепита: если ты ни разу не готовил и не знаешь калькуляцию блюд, то до конца не можешь быть уверен в прибыльности бизнеса. Молодежь у нас зачастую просто действует на авось.
Ярмарка была последней каплей
– Бизнес-ярмарка, которая прошла в конце 2016 года, может стать традиционной? («Правильный продукт», «КН» от 24.11.2016)
– Да, она будет традиционной. Мы уже после ее проведения получили немалое количество звонков от людей, которые интересовались датой и условиями участия в следующей подобной бизнес-ярмарке. Отрадно, что звонили и крупные компании.
– Первая была организована на деньги гранта, который вы получили как НПО. На чью поддержку рассчитываете в этом году?
– Аким области Архимед Мухамбетов поддержал идею проведения таких ярмарок. Ведь отклик от всех участников был невероятным, в том числе благодаря материалам в СМИ. За что не устану говорить спасибо. В дальнейшем планируем проводить ярмарки уже совместно с акиматом. К тому же планируем запускать тренинговые программы на принципах «равный-равному»: когда молодой предприниматель передает свой опыт такому же молодому, но начинающему. Будем уже готовых амбициозных стартаперов (startup – новый бизнес-проект. – Прим. авт.) доводить до инвесторов и госпрограмм поддержки предпринимательства.
– Есть на примете инвесторы?
– Конечно. И наша цель – привлечь их в Костанайскую область. Это столичный холдинг «BI Group», акционер «Казкоммерцбанка» Кенес Ракишев, ассоциация «Болашак». С последними мы активно сотрудничаем. Все они действительно заинтересованы в инвестировании своих средств в малые проекты.
– А чем вы доказали свою состоятельность? Бизнес-ярмаркой?
– Нет, ярмарка была последней каплей. Думаю, сыграла свою роль системная работа и то, что мы из этой деятельности не извлекаем прибыль, личных выгод. Кроме того, «Жас Атамекен» дал уникальную возможность молодым предпринимателям-резидентам из Костанайской области пройти бесплатную стажировку в Астане, Алматы.
Сегодня уже могу сказать, что буквально через несколько дней после проведения ярмарки с нами связалась группа компаний ERG (Евразийская группа. – Прим. авт.). Мы были приглашены на встречу. И там поняли, что они заинтересованы в таком бизнес-сообществе, где можно взращивать молодежь, которая будет представлять экономику Казахстана через 10-15 лет.
– То есть ERG готова вкладывать в молодежь? Наверняка, в основном, в проекты, связанные с переработкой…
– Мы тоже так думали, когда ехали на встречу. Они хотят заинтересовать молодежь именно предпринимательством, видеть образованную молодежь, умеющую точно определять ниши, правильно делать расчеты и корректно презентовать свои проекты. Это их долгосрочные цели в стране и в частности в Костанайской области. ERG готова предоставить тех тренеров, которые расскажут, как строить бизнес, какую сферу выбрать. Безусловно, специалисты международного уровня стоят безумно дорого и нам во многом не по карману. К примеру, на бизнес-ярмарку мы сами приглашали спикеров: переговоры были долгими, но результативными. Потому для нас это очень важный аспект. В Евразийской группе также говорят, что смогут предоставить административные ресурсы групп компаний, включая необходимые производственные помещения, цеха и т.д.
– По сути, ERG готова выступить своеобразным бизнес-инкубатором.
– У них есть такая цель и, что более ценно, опыт такой поддержки. В этом направлении уже успешно работает Павлодар. На базе госуниверситета имени Торайгырова сделали своего рода бизнес-инкубатор. Разработали программу и обучают по ней студентов. Затем отбирают разработанные проекты и ищут спонсоров, инвесторов для их реализации. ERG уже выделила помещение под открытие швейного цеха.
– Неужели в нашей области нет таких бизнес-ангелов?
– Сегодня крупный бизнес готов инвестировать в развитие малых проектов, но им нужны гарантии, что это не сиюминутная забава, а действительно стабильное дело. У нас на протяжении нескольких лет проходил конкурс проектов «Atameken Startup Weekend». Помимо поощрения первых трех мест члены жюри заинтересовавшим их предпринимателям делали первые заказы. К примеру, одному из членов жюри понравился проект по изготовлению цветного щебня, но молодые предприниматели так и не смогли реализовать свой первый заказ.
Купить бизнес
– Костанайская молодежь, не имея своей идеи, все чаще покупает франшизу (готовую бизнес-модель). Это закономерный этап в становлении молодого бизнеса?
– Покупают франшизу ввиду полного расклада по открытию бизнеса: от подбора персонала до рекламных акций, цветового решения офисов. Все это, естественно, за определенную плату. Проблема в том, что молодые люди не видят, как знания по ведению бизнеса можно получить доступным и даже бесплатным способом.
– У нас основам бизнеса учат Палата предпринимателей, Фонд «Даму» в рамках госпрограмм, в том числе по направлениям «бизнес-советник», «старшие сеньоры». И все это бесплатно. Неужели мало? Или неэффективно?
– Это все очень эффективно и просто необходимо. Но молодые люди все еще не знают, что есть такие программы и такие шикарные возможности. Это мы с вами более или менее в теме, потому что с этой информацией связана наша работа. Иногда у нас спрашивают элементарные вещи. Наша стратегия на 2017 год – стать ядром возможностей, вокруг которого будет крутиться информация об инвесторах, госпрограммах, а также программах негосударственных фондов.
– Удачи! Вам и костанайской молодежи.
P.S. В течение 2017 года редакция будет следить за работой «Жас Атамекен» и сообщать читателям о событиях, происходящих в области благодаря этой организации. Кроме того, в ближайших номерах стартует наш проект «Мое дело». Он о тех, кто уже добился первых успехов в молодом, но своем бизнесе, и для тех, кто ищет себя, но еще не решился открыть свое дело. Быть полезными читателям – дело года для «КН».