Одним из таких легендарных директоров был Жагипар АКБАСОВ. Личностные качества открыли перед ним дорогу насколько славную, настолько и трудную. Ему никогда не предлагали легких участков…
«Отан неден басталады»
В Рудненской школе №15 в 2013 году действовал проект «Отан неден басталады» («С чего начинается Родина») – в его рамках ребята-шестиклассники собрали информацию и о Жагипаре Акбасове. В Интернете это самый подробный рассказ на русском языке о легендарном директоре. Руководила работой учитель Айзада Аханова, она и объяснила, почему школа в горняцком городе заинтересовалась жизнью талантливого аграрника. Айзада Бикеновна родилась в совхозе «Степняк», который основал Акбасов:
– Жагипар Амиргалиевич был всегда прав. Сегодня могут сказать, что так не бывает, но у него было именно так. В своих производственных решениях, в словах, в поступках, в отношении к людям – он был всегда прав, говорил только один раз о том, что надо сделать. А дальше уже были не разговоры, а работа…
«Судьба степняка»
В 2002 году в Костанае вышла книга Жагипара Акбасова «Судьба степняка» – яркое публицистическое произведение о Костанайщине, о людях нашего края, уже подзабытых, о смысле труда и его результатах. О том, как любить Родину не на словах, а на деле, дорожить согласием, интернациональным мировоззрением, и не только настоящим, но и прошлым. Он пишет: «Когда я размышлял над названием книги, я остановился на «Судьбе степняка». Первый совхоз, который я возглавил, назывался этим звучным и красивым словом – «Степняк», но главным, решающим в этом выборе стало то, что вся моя жизнь прошла в степи, отдана служению ей…».
Он начинал работать в совхозе «Шолаксайский» на тракторе ДТ-54. В 1956 году поступил в Петропавловский техникум механизации сельского хозяйства. Такой же техникум был и в Кустанайской области, в «Комсомольце». Но в Петропавловске главным бухгалтером сельхозуправления работал отец Жагипара – Тулебай Молдатаев. А секретарем обкома партии в СКО был Ильяс Омаров. С ним Тулебай Молдатаев поддерживал дружеские отношения.
– Прямо или косвенно, это сыграло роль в становлении личности Жагипара, – уверен эксперт нашего проекта, писатель, ветеран казахстанской журналистики Салим Мендыбаев.
В семье Ильяса Омарова, пишет сам Акбасов, «царила какая-то еще мне не ведомая атмосфера людей иной формации, высокой культуры…».
Заметная фигура
В 1958 году Жагипар окончил техникум, снова приехал в Шолаксай, стал работать участковым механиком, потом бригадиром. «Бригадир в совхозе – фигура заметная. В твоих руках судьба хлеба на тысячах гектаров, под твоим началом – десятки людей. Бригадиров утверждали постановлениями районных инстанций. В августе 1960 года меня совершенно неожиданно вызвали в областное управление сельского хозяйства, беседовали со мной кадровик Дихаев и главный инженер управления Доренский. Предложили возглавить инженерную службу совхоза «Дамдинский» Амангельдинского района», – вспоминал Акбасов. Ему было всего 23 года, а в активе – скромный по нынешним меркам диплом. Но его обладателя уже воспринимали как опытного специалиста и руководителя. Личностные качества открыли перед ним дорогу насколько славную, настолько и трудную. Ему никогда не предлагали легких участков. Совхоз «Дамдинский» был целинным, но плохо обустроенным и малоэффективным.
«Почему я попал в новый целинный совхоз, ведь на календаре шел не 1954-й, а 1960-й год? А дело обстояло так. В 1959 году первым секретарем Амангельдинского райкома партии был избран О.А. Козыбаев, человек творческий, напористый, волевой. Район огромный, а людей мало, молодежь разбегается, перспектив нет. Оразалы Абилович анализировал положение: кроме песков и солончаков у нас огромные массивы каштановых почв, способных давать урожай зерновых…». Козыбаев дошел до руководства области, а затем и до Кунаева. В его кабинете встретился с Л.И. Брежневым. Идея начать освоение целины в Тургае нашла поддержку.
Молодой и умный
Жагипар Акбасов пишет, что целинные совхозы в Тургае помогала строить вся область. «Очень большую помощь нам оказали хозяйства Урицкого района (ныне Сарыкольского) и лично Д.Я. Брусник (первый секретарь райкома партии. – Прим. ред.), который подолгу жил в наших краях».
Дмитрий Яковлевич Брусник, ветеран Великой Отечественной войны, уважаемый в области аксакал, хорошо помнит Жагипара Акбасова:
– Когда познакомились, он совсем молодой был. Но умный, энергичный, справедливый, с огромной работоспособностью. Сколько я его знал, столько и восхищался. Ни разу он меня не разочаровал. Это был аграрий самой высокой породы…
А дальше было вот что. «Как-то в разгар уборочных работ среди ночи у меня на квартире неожиданно появился О.А. Козыбаев. Сказал, что завтра приедет с высокими гостями… На дамдинских полях состоялось мое знакомство с легендарным БАМом – Бородиным Андреем Михайловичем, сыгравшим огромную, неоценимую роль в моей личной судьбе, как и в судьбах области и ее жителей». Акбасову предложили возглавить новый совхоз «Степняк», а кроме того, он вошел в круг директоров-любимчиков Бородина, которых по-отечески он называл сынками. Сынок – значит работяга, надежный парень.
Посрамить паникеров
Общежития – в юртах, столовая – в палатках, контора – в вагончике, техника – под открытым небом. С этого начинался «Степняк». Где бы потом ни работал Акбасов, душа его оставалась здесь. «Теперь трудно в это поверить, но наши разбитные умельцы нашли выход из жилищного кризиса. Прямо в крутых овражистых берегах реки Сарыузен вырыли пещеры-землянки». Акбасов вспоминал: «Я обзаводился активом и учился искусству им руководить, чтобы он не превратился в занудливых писателей многочисленных актов и докладных. Договорились так: заметил ошибку, недостаток, упущение – не хватайся за ручку и бумагу, а постарайся на месте безотлагательно исправить недочет… Скептики и хныкающие, маловеры и паникеры, шептуны и прорицатели были посрамлены…».
Телята, ягнята, жеребята благополучно появлялись на свет, строились скотобазы и овчарни, жилые дома. Весенний сев 1965 года провели за неделю. Но это было только начало. «Степняк» рос, давал хлеб, мясо, шерсть, благоустраивался и радовал людей. Акбасов пишет: «Освоение целины в тургайских степях преобразило этот богатый край: новейшая техника, железная дорога, автомагистрали, линии электропередач, современное многоотраслевое хозяйство, перспективы дальнейшего развития способствовали закреплению кадров, вселяли в души людей оптимизм и уверенность…». В книге рассказывается, как 26 декабря 1970 года на ХХI партийной конференции в Амангельдинском районе Акбасов с удовольствием докладывал «о положительных сдвигах в производстве и в социальной сфере совхоза». Тогда он еще не знал, что его работа в «Степняке» подходит к концу. Айзада Аханова говорит, что точно знает от старших, что расставание с совхозом для Акбасова было мучительным. Он многим был обязан Тургаю. И в декабре 1961 года именно здесь он обзавелся семьей – его избранница Акмаржан после окончания Алматинского финансового техникума приехала работать в Амангельдинский банк. Брак стал счастливым, от него родилось шестеро детей, пошли внуки и правнуки. Но Акмаржан трагически погибла.
В Бестау
На одно из полевых оперативных совещаний прибыл Бородин. Под занавес сказал: «Акбасова мы у вас забираем». В личном разговоре с Жагипаром Амиргалиевичем он «нарисовал мрачную картину полного упадка» совхоза «Бестауский» в Камышнинском районе, куда и перебрасывали нашего героя. Багытур Дандыбаев, возглавлявший Камыстинский район в значительно более поздний период, историю Бестау тем не менее хорошо знает:
– Это был единственный случай во всем регионе, когда обком и облисполком принимали совместное постановление – «О мерах по организационно-хозяйственному укреплению совхоза «Бестауский» Камышнинского района». И то, что выбор ключевой фигуры пал на Акбасова, показывает, какие он имел авторитет и доверие. И он оправдал надежды, вошел в историю сельского хозяйства Костанайской области как выдающийся организатор и аграрий…
Постановление укрепили финансированием, подключили подрядчиков. «Я старался влезть в шкуру каждого, – вспоминал в своей книге Акбасов. – Но понимал, что директору нельзя быть мямлей. Опирался на широкий актив, не боялся карьеристов, клеветников, приспособленцев. Угодники и анонимщики, бездельники и пьяницы вскоре начали понимать, что дело у них со мной не выгорит…».
По большому счету
Каждая проблема идет от людей и каждое достижение – от них же. У Акбасова был природный талант лидера, он вел за собой людей, понимал их и поднимал. В конце книги он задается вопросом «Был ли я в жизни счастлив?». И отвечает: «…отбрасывая неизбежные горести, оценивая жизнь, по большому счету, уверенно скажу: да, я был счастлив. Мы трудились, мы боролись – и в этом наше счастье».
Автор благодарит Асхата Жагипаровича Акбасова за подаренную книгу «Судьба степняка».