В Лисаковске в двух пятиэтажных корпусах общежития живут 480 человек. Это те, кого принято называть малообеспеченными.
Избавление от забот или новая головная боль?
ТОО «Общежитие» в Лисаковске появилось, если верить паспорту предприятия, размещенному в Интернете, в 2005 году. Учредитель: акимат города. Задача при его организации была понятна: решить проблему оказавшихся без крыши над головой людей. Для кого-то это временное пристанище (стоят в очереди на получение жилья), для кого-то постоянное.
По сути, это уплотненное, без учета полагающихся при предоставлении квартиры квадратных метров, арендное жилье. Каждый из жильцов вносит арендную плату. Еще две части трат – эксплуатационные расходы на содержание здания и коммунальные услуги. Все рассчитано так, что, хоть учредителем и является госучреждение, бюджетных расходов нет. Не очень дешево для малообеспеченных, но у большинства людей выбора нет. Снимать жилье в городе – еще дороже. Так и существовали: власть решала свою задачу, бедные – свою.
Но три года назад ТОО «Общежитие» попало в правительственный список объектов, подлежащих приватизации. Предписывалось срочно избавиться от этой коммунальной собственности. По словам замакима Лисаковска Алмаса Султанова, несколько обращений с попыткой исключить общежития из приватизационного списка так ничем и не закончились.
– Если бы мы просто захотели избавиться от предприятия, – говорит Алмас Султанов, – мы бы после первых же несостоявшихся торгов объявили его банкротом и ликвидировали. Но есть же социальная составляющая...
Так и тянулось: тендер из года в год объявлялся, цена объектов (двух зданий в третьем и пятом микрорайонах) понижалась, а желающего купить предприятие с социально проблемной «начинкой» и миллионными долгами не находилось. Оставался один выход: попробовать передать в доверительное управление, но с особыми условиями – не просто сохранить профиль предприятия, но и погасить его кредиторскую задолженность. В прошлом году желающий вроде нашелся. Но у него не было денег на погашение долгов ТОО «Общежитие». В этом году тендер объявили снова... С теми же условиями.
«Начинка» протестует...
В редакцию «КН» приехала одна из жительниц лисаковского общежития Олеся Сосункевич. Привезла с собой обращения еще восьми семей. Объяснила, что такие же отправлены в областную прокуратуру. Откуда они разошлись по разным ведомствам, в том числе в лисаковские акимат и прокуратуру, а также антимонопольщикам. Но реакции нет.
В чем суть основных жалоб? В скопившихся долгах!
У самой Олеси Евгеньевны проблема такая. Она долго отсутствовала в городе, арендные платила ее сестра, у которой и жил в это время сын Олеси. Когда женщина вернулась, обнаружила, что за ней числится долг. Относительно небольшой.
– Директор ТОО «Общежитие» Бурумбаев объяснить мне, откуда взялась задолженность, не смог. И законный, на мой взгляд, перерасчет мне не сделали.
Тут надо пояснить: если жилец не имеет счетчиков на воду и прочие блага, расчет бухгалтерия ТОО делает, как говорится, на каждую голову. Сколько покажет общий счетчик – делят на всех жильцов. Не дождавшись перерасчета Олеся Сосункевич обратилась в суд.
Живет она в арендном общежитии (без права выкупа) больше 10 лет. В свое время ей досталась 17-квадратная бытовка, из которой она сама сделала место проживания. Комнату разделяет шкаф: с одной стороны – жилая зона с единственным диваном, с другой – подобие кухни, коридорчика и устроенного ею же душа. Глядя, как я недоуменно смотрю на такие «хоромы», отвечает:
– Это еще нормально. За все это 2225 тенге аренда, 4612 тенге – эксплуатационные расходы, плюс «Лисаковсккоммунэнерго» – за свет воду, тепло. А краны, трубы, унитазы – все за свой счет.
Женщина замечает: в городе люди платят в ПКСК за трехкомнатную квартиру вдвое меньше, чем они эксплуатационных расходов. А чтобы сходить в душ, каждый должен заплатить по 200 тенге. А в общежитии, знаете, сколько многодетных!
Одна из них – Елена Дыминштейн. У нее шестеро детей, пятеро – несовершеннолетние. Занимают две смежные комнаты площадью 35 квадратных метров. За аренду должны платить каждый месяц 4500 тенге, на эксплуатационные расходы – почти 9500. На 1 августа долг семьи, по данным бухгалтерии, 411 тысяч 520 тенге. Больше 112 тысяч из этой суммы – пеня.
– Моя зарплата дворника 47 тысяч тенге. Муж получает не намного больше. Я оплачиваю только коммунальные услуги, по остальному жду, когда на меня подадут в суд, – говорит Елена Владимировна. – Я их сама прошу: «Подавайте, пусть там разбираются...»
Муж у Елены гражданский, пятеро детей записаны на него. Но в общежитии его не регистрируют. И одно время перестали даже пускать. Приведет детей из детского сада, звонит: «Опять не пускают...»
Дыминштейн стоит в очереди на жилье, по списку, по ее словам, 180-ая.
– Я просила акимат дать любое жилье, пусть даже землянку. Общежитие с такими ценами я не тяну, – говорит многодетная мать. – Чтобы заплатить по долгам, кредиты брали бесконечные... Вы думаете, мы не переживаем из-за этих долгов!?
И добавляет: с прежним директором хоть говорить можно было. А с нынешним, его назначили прошлым летом, невозможно. Без суда выгнал бы на улицу, если бы не пожаловалась в прокуратуру. Елена Владимировна рассказывает, как складываются их отношения с Мынайдаром Бурумбаевым.
– Мой гражданский муж – бензопильщик. Директор пригласил его отработать долги на своих дачных участках. Мы, конечно, согласились. Муж поехал, выкорчевывал, пилил там. А директор: могу дать только отсрочку на год! Я сказала: отсрочку даст и судья, только на судью работать не надо. С этого все и началось. А потом директор на нас органы опеки натравил. На каждом собрании говорит: у таких детей отбирать надо. У меня истерика была, я на него заявление в прокуратуру написала.
Еще одно заявление на Мынайдара Бурумбаева попало к участковому от подруги Елены – Татьяны Тузниковой. Женщина попыталась заступиться за многодетную мать и… нарвалась. Взять нам какие-то комментарии от директора не получилось. Он был на больничном. И не откликнулся на просьбу хотя бы перезвонить.
В общежитиях есть люди, которые там живут месяцами, на них начисляется арендная плата, но им отказывают в регистрации. В одном из обращений, которые привезла в редакцию Олеся Сосункевич, мать двоих детей Зухра Оспанова пишет: «Директор ТОО «Общежитие» отказывал мне и моим детям в прописке, т.к. я отказывалась на него работать».
Регистрация была одной из главных проблем и для Татьяны Лапицкой. У нее трое детей, младший ребенок – инвалид. Житейская ситуация сложнейшая. Живут на пособие по инвалидности. Иногда Татьяна Ивановна подрабатывает – если старшая дочь школьница остается с малышом. В общежитии с ноября прошлого года, и уже 133 тысячи долга. За что конкретно, женщина, как и Олеся Сосункевич, разобраться не может. Говорит, что уже судилась, и суд был в ее пользу, но ситуация не меняется. Ее вот-вот должны выселить. Но куда?
Вот такой срез живущих в арендном общежитии людей. По словам главного бухгалтера предприятия Аллы Мантуровой, сейчас за жильцами числится долг в 33 миллиона тенге. Вместе с пеней – 41 миллион. По ее же словам, ежемесячно на предприятие начисляется пеня в 300 тысяч тенге. Тарифы по их расчетам утверждает отдел ЖКХ горакимата. Как говорит юрист ТОО Ермек Кузбаев, с начала года в суд поданы уже 82 иска. Но почему люди не понимают, откуда берутся такие долги? И вообще обоснованы ли их сомнения?
Сразу ответить на эти вопросы, конечно, сложно. Вот поэтому должники и уповают на суд.
Однако хотя бы часть проблем этих не самых счастливых людей, к тому же не очень юридически грамотных, оказывается, можно снять и без суда. По словам Татьяны Лапицкой, она не раз поднимала перед директором ТОО проблему регистрации. Ее просьбу игнорировали. Но на второй день после нашего отъезда из Лисаковска позвонила Олеся Сосункевич. С радостной вестью: Лапицкой в десять минут сделали перепрописку. А еще выяснилось, что за коммунальные услуги на нее и детей деньги начисляли в двойном размере – и по месту прописки у матери, и в общежитии. Цена вопроса – 61 тысяча тенге. Колоссальная для бедной семьи сумма.
Что-то ещё будет...
И все же ТОО «Общежитие» уже в ближайшее время ждут перемены. Тендер о передаче предприятия в доверительное управление все же состоялся. По словам главного бухгалтера Аллы Мантуровой, пока договор не подписан, и им сказали только одно: выиграло местное ТОО. Которое, надо полагать, и будет разбираться с тарифами.