По официальной версии, объединение учреждений здравоохранения проводится для улучшения качества услуг. Но не все с этим согласны: жители Рудного готовят Премьер-министру Казахстана петицию, в которой просят не объединять детскую и взрослую городские больницы.
Единый перспективный
Постановлением акима Костанайской области Архимеда Мухамбетова №284 от 19 июня 2018 года городскую детскую больницу и перинатальный центр объединят в одно ГКП – в Рудном будет одна городская больница, общая, для всех. Это не инициатива акима области – данное объединение запланировано в рамках реализации Единого перспективного плана по развитию инфраструктуры здравоохранения. Основными задачами данного проекта являются: изменение конфигурации сети организаций здравоохранения с целью повышения доступности первичной медицинской помощи и обеспечения интегрированной медицинской помощи; систематизация планирования инвестиций на развитие инфраструктуры; модернизация инфраструктуры через привлечение инвестиций. Это описание плана есть на сайте Премьер-министра РК. Там же сказано, что реорганизация коснется больниц по всей стране. В Костанае тоже идет подготовка к объединению, грядет слияние больниц в Аркалыке. Однако почему-то только рудничане не ждут, пока все закончится.
Две группы
Письма в областной акимат, министерство, обращения в СМИ готовят в Рудном сразу две группы. Большинство горожан выражают свое отношение к объединению детской и взрослой больниц в петиции – за 4 дня собрали 600 подписей и сбор еще идет. Ее авторы – инициативная группа, в состав которой входят общественники, представители профсоюзного комитета больницы, неравнодушные жители города. Группа выступает против объединения, потому что Рудный уже пережил опыт слияний: сначала к городской поликлинике присоединили детскую поликлинику, затем женскую консультацию. Пока от этих перемещений ничего, кроме неудобств: в общей поликлинике дети стоят в одних очередях со взрослыми, увеличивается риск заражений инфекционными заболеваниями, время ожидания очереди увеличилось.
Грядущая реорганизация гораздо значительнее. И последствия у нее могут быть серьезнее. В петиции говорится, что мощность детской больницы Рудного составляет 130 коек круглосуточного стационара и 35 коек дневного стационара. В результате присоединения детской больницы и перинатального центра к КГП «Рудненская городская больница» получится комплекс на 600 мест.
Члены инициативной группы обеспокоены: по нормам, утвержденным Министерством здравоохранения, мощность одной больницы не должна превышать 450 коек. Значит, грядет сокращение? Уберут не экстренные койки, а плановые. Среди этих плановых есть места, тревога за которые вызвала движение еще одной группы – может быть, не такой большой, но очень активной.
За будущее больницы переживают мамы детей с ограниченными возможностями. Дело в том, что при детской городской больнице уже пятый год действует отделение восстановительного лечения и реабилитации детей с нервно-психическими и неврологическими заболеваниями. Их в Рудном 200 человек. В год услугами отделения пользуются 160 детей.
Сегодня отделение принимает не только детей Рудного, но и тех, кто живет поблизости – в Лисаковске, Октябрьском, Костанае. Это уникальное отделение – в нем можно получить примерно те же процедуры, что и в санатории «Сосновый бор». Разница только в том, что в санаторий бесплатную путевку выписывают только на ребенка, без сопровождения. А в отделении при Рудненской детской больнице реабилитацию проходят дети с мамами.
Это благо: во-первых, потому, что большинство детей с инвалидностью физически не могут проходить реабилитацию самостоятельно, им нужен сопровождающий. А во-вторых, это отделение единственное, которое может обеспечить регулярную и бесплатную реабилитацию. Есть еще центр в Астане, но направления туда нужно ждать несколько лет. Да и в последнее время для мамы путевка платная. 5000 тенге в сутки (110 000 тенге за весь курс реабилитации).
«У нас лучше, чем в Астане!»
Это говорит Наталья Плескань. У ее ребенка левосторонний гемипарез, ДЦП. Были они и в Астане – есть с чем сравнить. Там тот же парафин не укладывают слоем в 2,5-3 сантиметра, как положено, а наносят на тряпочку. А здесь бассейн, инструктор ЛФК, соляная камера, подводный массаж, душ Шарко, жемчужная ванна. С детьми работают психолог, логопед. И самое главное – врачи, которые знают каждого ребенка и подбирают индивидуальную программу с учетом именно его особенностей.
Мы специально приехали на встречу с родителями. Они очень просили. Собрались в том самом отделении. Здание новое – этот корпус детской городской больницы построили в 2010 году по программе «100 школ, 100 больниц». Родители недоумевают: как же так, сначала строили и оборудовали, а теперь собираются объединять и, возможно, закрывать?
– Мы так переживаем, чтобы не закрыли отделение! – говорит Жулдыз Айдарханова.
Она мама шестерых детей, обладательница награды «Кумис алка». У ее младших дочерей-близняшек Жании и Сании тяжелая форма ДЦП.
– Мы последний раз были в Астане, когда было нам два года, – рассказывает Жулдыз. – Три года не можем дождаться очереди. Мне нужно их сразу обеих везти, по отдельности не выйдет. А тут еще и вопрос дороги. Здесь хорошо: пришли, нам выдали коляску, карточку для лифта. Я их обеих посадила и повезла. А как ехать сразу с двумя детьми?
Да и ехать незачем – так считает не только Жулдыз, которая говорит, что за эти годы ее девочки, которые просто лежали пластом, стали сидеть, говорить научились. Возможно, и пойдут скоро, если не закроют отделение.
О результатах говорит еще одна мама, которая приехала на встречу специально из Лисаковска. У Джамаля, сына Лилии Ахтямовой, ДЦП. Год назад делали операцию, убирали спастику. И первые шаги мальчик сделал именно в этом отделении – благодаря регулярной реабилитации. Родители говорили о том, что сейчас и в Костанае очередь в отделении реабилитации, и если еще это закроют... «Лучше бы здесь сделали реабилитационный центр области!» – выкрикнула еще одна мама. И сказала, что они, мамы, терпеливые. Но если речь пойдет о закрытии отделения, терпеть не будут...
Не закроют!
Это пообещала заместитель руководителя управления здравоохранения области Екатерина Слободенюк. По ее словам, отделению ничего не грозит. Хотя, учитывая неопределенность ближайшего будущего медицинских учреждений области (страны), вряд ли сегодня можно точно что-то обещать. Тем более что главврач детской городской больницы Елена Полусмяк честно сказала, что отделение реабилитации больница содержит в убыток себе, но не закрывает, понимая важность его социальной миссии. Кто даст гарантию, что у объединенного больничного гиганта в будущем найдется возможность по-прежнему заботиться об отделении?
Обо всем этом говорили на встрече, которую организовало управление здравоохранения области. На шум, который пока еще только поднимают в Рудном, отреагировали оперативно: в понедельник в Рудненской детской городской больнице госслужащие встретились с обеими инициативными группами – и с врачами, и с родителями детей-пациентов. Разговор получился экспрессивным, порой на повышенных тонах. Екатерина Слободенюк объясняла коллегам, что реорганизация и объединение – это не инициатива облздрава, это постановление правительства и его нужно выполнять.
Зачем?
«Согласно региональным перспективным планам, мощность амбулаторно-поликлинических организаций по республике до 2025 года вырастет на 12,5%». Это цитата с сайта Премьер-министра. Похоже, рудничане находят ее неубедительной. Равно как и объяснения целесообразности оптимизации: просто модель как в Европе. Достаточно ли этого? Ирина Сергазинова, заместитель главного врача по экономическим вопросам Рудненской городской детской больницы, на встрече говорила о том, что их предварительные расчеты показывают: в случае объединения экономия по госзакупкам нулевая, экономической выгоды практически нет, единственный расчет положительный – по сокращению персонала. Если есть расчеты, которые говорят об обратном, почему бы их не привести? Но расчетов, похоже, нет. Будущее реорганизации вообще представляется смутно – и в первую очередь самим участникам этой реорганизации. Дело в том, что еще нет четкой схемы того, как все будет работать после слияний. Нет штатного расписания, нет даже четко прописанных должностей будущих больничных гигантов.
– Почему же тогда, прежде чем приступать к объединению, не запустили пилотный проект? – выразил общее недоумение заведующий отделением интенсивной терапии детской больницы Николай Маркашов.
Об этом на собрании говорили много. Приводили в пример «эксперимент», введенный по всей стране разом: упразднение специальности «педиатрия». Через несколько лет вернули ее обратно и столкнулись с дефицитом кадров – педиатров не хватает. Екатерина Слободенюк говорила о том, что данные мысли в министерстве высказывались неоднократно. Но решение принято, и его надо исполнять.
Присутствующая на встрече заместитель акима Рудного Елена Скаредина пообещала собравшимся сделать все, что в их силах, чтобы отложить реорганизацию, насколько это возможно. Рудничане же понимают, что на местном уровне проблему уже не решить, поэтому видят в этой ситуации единственно возможный выход: оптимизировать свое терпение и продолжать собирать подписи к письму Премьер-министру.