Теперь ей предстоит жить без мамы.
Уголок, плитка и случай
Год назад в «КН» вышел материал «Обычная царапина». В нем описывалось событие, разбирательства по которому длились больше года. Когда все случилось, Айжан было шесть лет, она ходила в класс предшкольной подготовки Затобольской школы №2.
В один из дней перед началом занятий, как всегда, малышам предложили сходить в туалет. Сначала мальчикам, потом девочкам. Первые стали выбегать, вторые им навстречу. В этот момент Айжан и столкнулась с одноклассником Максимом. От толчка и из-за довольно скользкого пола (летом в школе был ремонт, и на полу появилась новая плитка) девчушка упала на пол и ударилась головой о косяк стены, обитый для ровности строителями алюминиевым уголком. Медицинская экспертиза подтвердила: ребенку нанесен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Полицейские не нашли в случившемся состава преступления, ведь сверстник не намеренно толкнул девочку. Что же, так никто и не должен ответить за случившееся? А как же школа, под опеку которой отдают детей? Маму девочки Айгуль Казбековну возмущали две вещи: почему в учебном заведении так спокойно отнеслись к ЧП и попросили всего лишь забрать Айжан домой? И второе: ей казалось, что и после перенесенной операции в школе особенно не переживали, а она, чтобы ухаживать за дочкой, была вынуждена уйти в неоплачиваемый отпуск. Это ударило и по без того небогатому бюджету семьи.
Словом, Айгуль Шукенова решила обратиться в суд в гражданском порядке. Потребовать возмещения и материального, и морального ущерба. На том и закончилась публикация в «КН».
Через боль
Суд – дело не быстрое. Тем более что школа и районный отдел образования полностью вину не признавали. Настаивали на том, что это был несчастный случай, и сейчас девочка поправилась и даже посещает уроки физкультуры. Правда, уже не в классе предшкольной подготовки, а в первом. Так много воды утекло с момента получения ею травмы. Мама Айжан стояла на том, что еще неизвестно, как эта самая травма скажется в будущем. На последние заседания в суде Айгуль Казбековна ходила, превозмогая боль. Она сама проходила лечение, при этом даже не подозревая, что больна слишком серьезно.
25 октября прошлого года Костанайский районный суд наконец вынес решение в ее пользу. Доводы о том, что дети в момент получения девочкой травмы «находились под надзором учителя, а произошедшее является несчастным случаем, при этом вины школы и учителя не имеется, суд счел несостоятельным» – так говорится в вердикте суда. В итоге Затобольская школа №2 должна заплатить 250 тысяч тенге морального ущерба, а также возместить затраты на покупку лекарств и не полученный матерью девочки заработок (та работала техничкой) – 25 тысяч тенге. А поскольку своего счета у учебного заведения нет, деньги обязан перечислить районный отдел образования. Школа не стала подавать апелляцию на такое судебное решение. Наконец все для семьи закончилось?
27 ноября Айгуль Казбековну похоронили. Она впала в кому и так из нее и не вышла. Семилетняя Айжан осталась без своей главной защитницы, по сути, на попечении бабушки. Ей очень долго не говорили, что мама умерла. Директор школы Лидия Сапожникова, которой мы позвонили накануне Нового года, сказала, что сейчас девочка уже ходит на занятия. Хотя сначала бабушка просила, чтобы не она, а школьный психолог сказала Айжан, что мамы больше нет. Но когда девочка пришла, она уже обо всем знала.
По словам Лидии Тимофеевны, психолог за ней наблюдает. Ребенок очень открытый, общается со сверстниками. Районный отдел образования по решению суда деньги на счет судоисполнителя уже отправил. Но поскольку Айгуль Казбековна не дожила до момента их получения, по закону все будет определять право на наследство. Так закончилась эта история...
Галия САРСЕНБАЕВА,Татьяна БАШКАТОВА